• 02 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Волновались, но справились!

В нашей газете мы писали, что одним из новшеств ГИА-2019 является обязательное итоговое собеседование по русскому языку для девятиклассников (в прошлом году оно проходило в режиме апробации). Цели испытания – проверить навыки устной речи, ведь, по мнению учителей, с этим у школьников часто бывают проблемы, и главными виновниками являются экзамены в форме тестов и интернет.

Напомним, в рамках собеседования ребята должны выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. На их выполнение каждому ученику отводится в среднем по 15 минут, а результаты оцениваются по системе «зачет»/«незачет».

Неделю назад, 13 февраля, вместе со всеми сверстниками страны девятиклассники муниципалитета прошли итоговое собеседование. Узнать, как оно проходит, и поддержать ребят в первом для них серьезном испытании, мы пришли в первую городскую школу. Устный экзамен здесь предстоял 45 юношам и девушкам. Взволнованные и немного растерянные, каждый из них ждал своей очереди, чтобы пройти в специально отведенный кабинет, где непосредственно и проходило испытание. Ответы экзаменуемых проверяет эксперт, а экзаменатор-собеседник задает вопросы так, чтобы избежать односложных ответов. Весь процесс итогового собеседования фиксируется на аудиозапись. Как и на ЕГЭ, проносить с собой средства связи и какие-либо учебные материалы строго запрещено.
Одними из первых, справившихся с собеседованием, стали ученицы 9 «б» класса Дарья Мугу и Алина Хеж. Для друзей, которые дожидались своего времени, девочки стали «психологами». Им удалось снять напряжение и успокоить одноклассников: атмосфера в кабинете доброжелательная и достаточно комфортная, главной проблемой является только волнение. Несмотря на увлечение естественными науками (девочки хотят стать врачами), им испытание сверхсложным не показалось. Как и было известно, в первом задании нужно прочесть небольшой текст об именитых личностях: писателях, художниках, ученых, спортсменах… Так, Дарье попался текст о Лидии Зверевой – первой русской женщине-авиаторе, а Алине - о Николае Новикове - российском журналисте, просветителе и издателе. Конечно же, читать текст девочки рекомендуют очень внимательно, обращая внимание на детали, ведь его нужно будет еще и пересказывать, «вплетая» в свой рассказ цитату, касающуюся содержания текста. Это и является вторым заданием.

В третьем задании на усмотрение ученика дается карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну. Среди тем обязательно представлены все три типа речи: описание, повествование и рассуждение. Если экзаменуемый выбирает описание, ему будет показана фотография, если рассуждение – будет задан некий опорный вопрос, для повествования будет предложено о чем-то рассказать с опорой на наглядный материал. В своем монологе Дарья рассуждала над тем, чем ссора отличается от спора. А Алина по фото описала работу воспитателя и, не ограничиваясь только этим, поделились мнением, какими качествами должен обладать педагог.

Последнее задание - участие в диалоге. Здесь на проверку выносится умение поддерживать беседу, отвечать на поставленный вопрос, формулировать понятные тезисы, доносить до собеседника коммуникативную задачу.

Пока девочки делятся впечатлениями о собеседовании, подошли Дана Тляшок, Бислан Хуако, Адам Хакуз. Для них тоже испытание позади, и, так же как девочки, они спешат успокоить одноклассников и чуть ли не в один голос твердят: «Ничего сложного и сверхъестественного в проверке навыков устной речи нет. Эти задания мы не раз штудировали вместе с учителем русского языка и литература Р. Ш. Жане в рамках подготовки к итоговому собеседованию. Некоторое затруднение может вызывать монолог, потому что строить свои высказывания приходится прямо на ходу. И здесь главное – не молчать!».

Подготовить морально и настроить на успех ребят пытается и классный руководитель 9 «б» класса М. К. Цику, которая переживает за своих подопечных не меньше, чем они сами.

Вот так, поддерживая друг друга, девятиклассники преодолели устный экзамен, который является допуском к государственной итоговой аттестации. Хоть и показалось итоговое собеседование школьникам не таким сложным, но все равно оно требует серьезной подготовки. С этим никто из экзаменуемых девятиклассников спорить не стал.

Маргарита Усток.

P.S. Пока материал готовился к печати, стали известны результаты итогового собеседования девятиклассников.

Возврат к списку

Top