• 01 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска
Чылэмк1э тыдэ ущыщ?

Чылэмк1э тыдэ ущыщ?

Грандиозная «стройка» Краснодарского водохранилища до сих пор вызывает немалые споры. Кто-то остался в выигрыше - Краснодар обзавелся новым микрорайоном Гидростроителей, кому-то не так повезло – в Адыгее не стало многих аулов и поселков, которые являлись родным домом для огромного количества людей.

Мы должны знать и помнить, какие территории исчезли при строительстве водохранилища. Это аулы Лакшукай, Ленинохабль, Новый Казанукай, Старый Казанукай, Нечерезий, Шабанохабль, Шаханчериехабль, Первый Эдепсукай, Второй Эдепсукай; поселки Северный, Тщикский, Южный; хутора Барсуки, Вербовый, Курго, Старокубанский, Мелихов, Рустуки, Кош, Терновый, Кармалино, Маяк.

Дедушка Амерзан Камболетович Четыз вспоминал, что разговоры о строительстве водохранилища велись еще до Великой Отечественной войны, но реальное воплощение этого процесса началось в 1967 году, а уже через два года появился рабочий поселок Адыгейск. В него и пересели большинство жителей затопленных аулов и поселков. Первыми покинули свои дома тлюстенхабльцы и лакшукайцы, последними - ленинохабльцы.
Также переселенцев приняли аулы Козет, Понежукай, Тахтамукай, хутор Псекупс, село Красное, город Краснодар.

Разумом люди понимали, что этот проект принесет пользу в виде осушения болот, строительства рисовых полей, предотвращения разрушительных наводнений. Но сердцем далеко не все готовы были мириться с этой ситуацией. Моему отцу было всего 12 лет, когда семья переехала в Адыгейск. Но как он говорит, на всю жизнь запомнил слезы в глазах родителей, соседей, аульчан, которые, оставляя могилы близких, были вынуждены уйти с насиженных мест. Уходя в спешке, кто-то сжигал, кто-то разбирал свои дома, а уже для бесхозных была готова техника.

Страдали не только люди. Вещи были перевезены, дети уже ходили в школу в Адыгейске, но в еще незатопленном Эдепсукае у дедушки оставалась собака по кличке Мухтар. В апреле 1973 года непосредственно перед запуском первой очереди водохранилища дедушка вернулся за Мухтаром. Он будто чувствовал приближающуюся беду, сопротивлялся до последнего. Наконец его удалось поймать в рыболовные сети, дедушка закинул его в багажник и отправился в эдепсукайскую школу, где собирался забрать свои книги. Мухтар сумел вырваться, прибежал обратно к дому. Дед застал страшную картину: его дом как раз сносили бульдозером. Мухтар 2-3 недели ничего не ел, буквально страдал. Его не стало через пару лет, хотя был молодой. Хозяева уверены, что от тоски.

В строящемся поселке все было в диковинку: многоэтажные дома, школы, больница. Слушая рассказы о предстоящем строительстве универмагов, стадиона, промышленных предприятий, люди постепенно начали верить в то, что жизнь на новом месте будет иметь и свои преимущества. Тогда еще никто не знал, что реальность будет разительно отличаться от мечтаний. Был осуществлен грандиозный проект, но люди утратили свою малую родину, которую по-настоящему любили. Их детство, молодость, а то и вся жизнь прошли в тех местах, которых уже нет. Что значат для человека, бережливо и трепетно относящегося к родному краю, безликие стандартные квартиры?!

Мне было 9, когда уровень воды в водохранилище понизился настолько, что мы смогли «наведаться» в аул Эдепсукай. К сожалению, видеосъемка не сохранилась, но перед глазами так и стоит пенек, в который, как рассказывал папа, дедушка вонзил маленький топор прямо перед переездом. Он так и остался там. Больше такой засухи не было.

27 июля 1976 года рабочему поселку Адыгейск был присвоен статус города. Он получил название Теучежск в честь адыгского народного поэта-ашуга Цуга Теучежа. В 1990 году городу вернули название Адыгейск.

Прошло уже 49 лет с момента переселения, но до сих пор первый вопрос, который задают при знакомстве, остается неизменным: «Чылэмкlэ тыдэ ущыщ?». Мой ответ тоже бессменный: «Едэпсыкъуай!».

Суанда Пхачияш.

Возврат к списку

Top