• 17 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Если наступит завтра...

Пожалуй, начну статью не совсем стандартно - сразу с благодарности. Рядовым солдатам - настоящим героям... Простым ребятам, не вернувшимся с фронтов и отдавшим жизни, выполняя солдатский долг и оставаясь верным присяге.

Сирия, Ливия, Украина... К сожалению, и сегодня на планете гибнут ни в чем неповинные люди - дети, женщины, старики. Сценарий событий в этих странах одинаковый: сначала доводят до гнева народ, а затем в разгар беспорядков устраивают переворот. Так было и в Афганистане. С момента окончания афганской войны прошло 30 лет, но методы военных действий остались прежними. Человечество не учится на своих ошибках, а продолжает упорно совершать новые.

Военный конфликт на территории Афганистана по сути был одним из этапов войны гражданской. С одной стороны выступили правительственные силы, заручившиеся поддержкой СССР, а с другой - многочисленные формирования моджахедов (или душманов), которым оказывали поддержку США и большинство мусульманских государств.

Перед 40-й армией СССР стояло несколько основных задач. Первостепенная задача заключалась в оказании помощи правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в соседней стране должно было предотвратить агрессию извне. Вместе с тем более 70% сил и средств 40-й армии постоянно было задействовано для перевозки по территории Афганистана гуманитарных грузов.

15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул территорию Афганистана. На войне, длившейся девять лет, один месяц и девятнадцать дней, по данным американского исследователя М. Крамера, «были убиты и покалечены более 2,7 миллиона афганцев, еще несколько миллионов оказались в рядах беженцев, многие из которых покинули страну». Официальная статистика, опубликованная еще в 1989 году, оценивала потери СССР почти в 14 тысяч человек, однако эта цифра не учитывала тех, кто позднее скончался от ран в госпиталях. Из нашей республики 880 воинов прошли службу в Афганистане, 23 из них пали смертью храбрых.

Историки до сих пор спорят, нужна ли была нашей стране чужая война и стоила ли таких многочисленных потерь? С этим же вопросом мы обратились к местным «афганцам» (так до сих пор называют солдат, служивших в Афганистане), с которыми удалось пообщаться накануне очередного юбилея вывода советских войск - Адамом Махмудовичем Четызом и Шагидом Рамазановичем Шеудженом.

- С сугубо человеческой точки зрения, любая война - это слезы, потери, разбитые судьбы, искалеченные жизни. Но мы защищали интересы своей Родины, и этим все сказано, - говорит Ш. Шеуджен.

18-летние ребята, «отобранные» у матерей и «оторванные» от родного дома, окунулись в будни суровой службы. Диковинное, экзотичное место: женщины в черном - как призраки, чумазые мальчишки - с оторванными руками, ногами. И если Адам, попавший в ряды 40-й армии в декабре 1981 года, точно знал, какая страна ему уготована, то Шагид сам себе напророчил эту войну. В шутку говорил друзьям, что попадет именно в Афганистан. Как в воду глядел - 1980 год. Но, по его признанию, он ни о чем не жалеет. Лежа в землянке, с плечевым ремнем автомата, намотанным на руку, юные солдаты мечтали о щипс-пастэ и других «родных» яствах. Спать нормально удавалось не так часто. Ужасы, происходившие в соседних землянках, тревожили и не давали сомкнуть глаз. Шагид мысленно возвращается к тому дню, когда душманы проникли в лагерь и спицами пробили перепонки спящим солдатам. Волосы дыбом от леденящих душу подробностей...

К концу 1980 года численность моджахедов на территории Афганистана достигла 250 тысяч. Советской армии сыграло на руку, что в рядах душманов не было единства и сплоченности: они воевали друг с другом не менее ожесточенно, чем с шурави (так они называли советских солдат). Зачастую моджахеды укрывались в горах, однако будучи в населенных пунктах полностью растворялись среди местных жителей. Шагид вспоминает, что боевики часто использовали для своих целей мирных граждан. А поскольку бедность в Афганистане зашкаливала, то людям не оставалось ничего другого, как соглашаться работать на душманов за еду и воду. За успешный подрыв советский колонны моджахеды щедро вознаграждали пособника, за провал могли и покарать. Простые крестьяне вызывали меньше подозрений у советских военнослужащих, и боевики этим активно пользовались.
По словам Адама, местное население относилось к советским солдатам, мягко говоря, прохладно. И сколько бы Советский Союз ни строил в Афганистане школ и больниц, он все равно оставался в глазах большой части местного населения оккупантом.

- Вообще, интересный этот народ Востока, - продолжает Адам Четыз. - Будь то враг или друг, он может зайти в дом, где его примут со всеми почестями, но после того, как выйдешь за ворота, ты снова становишься злейшим врагом. Днем люди улыбаются тебе, торгуются. А ночью - автомат на плечо и в горы - охотиться за головами.

- Практически вся дорога от Ташкургана (город на севере страны - прим. автора) до Кабула (столица - прим. автора) была пропитана кровью, - делится воспоминаниями уже Шагид Шеуджен. - С любой сопки, из-под любого камня «духи», как мы называли душманов, могли открыть огонь. Они появлялись внезапно, обстреливали колонну и так же стремительно исчезали, как будто растворялись в воздухе. Смерть и шагала рядом с нами, и наступала на пятки ежесекундно. Нам повезло вернуться домой живыми и невредимыми. К сожалению, не все оказались такими удачливыми.
Военнослужащие, которые несли боевое дежурство в Республике Афганистан, считаются ветеранами боевых действий. Государство оказывает им социальную помощь в виде льгот и компенсаций для обеспечения условий достойной жизни и активной общественной деятельности. Например, освобождение от уплаты транспортного и имущественного налогов, оплата услуг в сфере ЖКХ частично, бесплатное оказание медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, в том числе в госпиталях и другие.

Льготы льготами, но отголоски военного времени звучат в сердцах их участников и по сей день. Кому-то все еще снятся кошмары афганской войны, другим требуется психологическая помощь. В распоряжение редакции попало «Приветствие ЦК КПСС воинам-интернационалистам, возвращающимся из Демократической Республики Афганистан»: «В суровые дни боевых испытаний вы научились крепче ценить воинское братство, дорожить родительским домом, верностью и преданностью любимых. Вы еще глубже осознали, как прекрасна наша Отчизна, как надо ее беззаветно любить и надежно защищать. […] И, конечно, пока не прекратится вооруженное вмешательство извне в дела Демократического Афганистана, Советский Союз не оставит соседа в беде. Продолжая службу, помните всегда: вы - солдаты Отечества и должны быть готовы к ратному и трудовому подвигу […]».

После возвращения из зоны боевых действий вопрос реабилитации военных правительством не был воспринят всерьез и заключался только в таких «подбадривающих» приветственных письмах. По итогу вчерашние юнцы остались наедине со своими усугубляющимися проблемами.

«Афганцы» - это достаточно замкнутая среда. Не знаю, можно ли считать их «потерянным поколением», как героев Ремарка, испытавших по молодости на себе ужасы военного времени, большинство из которых не смогло даже спустя десяток лет залечить психологические и моральные раны, нанесенные войной. Наши герои уверены, что злоупотреблять алкоголем, запрещенными веществами и сходить с ума можно от разных ситуаций - вне зависимости от того, был ты на войне или нет.

На вопрос, есть ли желание увидеть страну, где им пришлось выживать в нечеловеческих условиях долгих два года, Адам и Шагид, не задумываясь, вторят друг за другом.

- Мечтаем вернуться в Афганистан с экскурсией. Тридцать лет прошло, было бы интересно посмотреть, что изменилось в городе, побывать в местах службы. Каждый год, 15 февраля, собираемся «афганцами», а нас немало, ходим к мемориальной плите «Участникам войны в Афганистане», приносим цветы, вспоминаем службу и боевых товарищей.

Пожалуй, закончу статью совсем стандартно - благодарностью. Рядовым солдатам - настоящим героям... Простым ребятам, не вернувшимся с фронтов и отдавшим жизни, выполняя солдатский долг и оставаясь верным присяге.

Суанда Пхачияш.

Возврат к списку

Top