• 25 марта 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Кому в Адыгейске жить хорошо

Стараясь не писать на «опасные» темы - о политике, религии и национальном вопросе, - все же интересуюсь темой национализма. Понимаю, что не все наши негативные чувства являются в действительности таковыми. Зачастую они «подсажены» извне, но мы редко это осознаем. «Мою» теорию подтверждает и социологическое исследование для определения области потенциальных и реальных напряжений в сфере межнациональных отношений в Адыгее, которое проводилось специалистами АГУ и МГТУ в 2016 году. Сорок три процента ответили, что основными катализаторами межэтнической напряженности являются экономические причины, 24,5% считают, что межнациональную рознь разжигает необъективная информация.

Сегодняшнюю героиню Катю Смирнову (имена героев изменены по этическим соображениям) я знаю с детства: всю жизнь жили рядом, в школьные годы часто с девочками - русскими и адыгейками - засиживались у них дома, ее мама всегда радушно нас принимала.

Сижу и наблюдаю за Катей. Она всегда была весела, учтива, уважительна. Сама того не замечая, она «подхватила» адыгские традиции: каждый раз, когда в кабинет редакции, где мы беседуем, заходят люди, она привстает, тем самым приветствуя вошедших. Приятно.

Родители Кати родом из Астраханской области. Ее мама в 1970 году еще маленькой девочкой вместе с родными переехала в Тлюстенхабль. Тут дедушке-крановщику, который принимал активное участие в строительстве Краснодарского водохранилища, выделили небольшой вагончик. Через несколько лет многодетная семья получила квартиру в Адыгейске. Каждое лето мама ездила к родственникам в Астрахань, там и познакомилась с будущим мужем, через время и он переехал в строящийся поселок.

Екатерина не говорит по-адыгейски, но немного понимает. «С языком почему-то сразу не заладилось, даже не потому что не хотела, - вспоминает она, - просто ребята подтрунивали над моим акцентом, было неловко. Сейчас мой сын Станислав изучает в школе адыгейский язык. Особенно смешно, когда я делаю с ним уроки, он возмущается, что не так произношу слова. Но задания сложные, русские родители не всегда могут помогать, а вот мне повезло, у меня есть друзья среди адыгов».

В нашем маленьком городе семье Смирновых живется комфортно и удобно. Большим плюсом Екатерина считает тот факт, что можно безбоязненно отпускать детей в школу, магазин, ведь Адыгейск - достаточно спокойный и тихий городок. Но при этом она не скрывает, что будущее своей семьи видит в Краснодаре. Там, по ее мнению, больше перспектив для детей. Ради них она временно оставила работу: секции, кружки, дополнительные занятия - все это требует огромных физических и моральных затрат. Шестилетняя Мария серьезно занимается художественной гимнастикой, принимает участие в соревнованиях. Занятия проходят несколько раз в неделю по 4 часа в Краснодаре - тут уж никакой работодатель не отпустит. Поэтому все финансы легли на плечи мужа Игоря, который, кстати, тоже в свое время переехал из Горячего Ключа в Адыгейск.

Много лет Катя работала на предприятии в Адыгейске, но в начале года, попав под сокращение, решила полностью посвятить себя образованию детей. Она с неохотой говорит о последнем месте работы, воспоминания не очень хорошие. Но поделилась интересным случаем. Два соседних отдела: в первом - русский коллектив, в другом - одни адыгейки. Екатерина рассказала, что именно девочки из «адыгского» отдела тогда поддержали ее и периодически звонят.

- В моем окружении, конечно, больше друзей русских, но, уверена, что при общении нужно ориентироваться на личные качества, а не национальность. Причины межнациональных бытовых конфликтов кроются в разном менталитете. Например, не понимаю, почему зять у адыгов не общается с родителями жены, но я особо и не вникаю в такие нюансы - нельзя так нельзя. Может, так и лучше. Но точно знаю одно: совершенно неважно, какой национальности муж и жена. Если есть взаимное уважение, то они будут вместе вне зависимости от обстоятельств.

Суанда Пхачияш.

Возврат к списку

Top