• 19 сентября 2019
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Свадьба по правилам?!

Современная адыгская свадьба совсем не похожа на джэгу наших предков столетней давности, но и по сей день – это целый комплекс ритуалов. Однако долгие обряды стали, скорее, символическими, и сегодня свадьбу играют чаще всего в банкетном зале (реже – дома) за один день.

Старожилы и исследователи уверены, в нынешнее время древние свадебные обряды зачастую неправильно трактуются, либо искажаются. В связи с этим возникла необходимость создания единого свода правил, рекомендаций по организации и проведению адыгской свадьбы. К работе были привлечены историки, ученые-этнографы, специалисты Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований (АРИГИ) и Адыгейского госуниверситета. Авторами сценария, появившегося в начале июля, стали  доктор филологических наук Раиса Унарокова, кандидат филологических наук Эльза Хакунова, а также фольклорист и аспирант АГУ Казбек Нагароков. Перевод на русский язык осуществила кандидат исторических наук Зарема Цеева, а видеоверсию готовит журналист ВГТРК «Адыгея» Светлана Кушу. Текст размещен на официальном сайте АРИГИ (www.arigi01.ru).

- В наши дни свадебные торжества стремительно  отходят от народных традиций, подвергаясь инокультурному влиянию и мощному воздействию коммерческой свадебной индустрии. Современные свадьбы все более напоминают шоу-программы, а родственники и гости из активных участников праздника превращаются в пассивных зрителей, - отмечается в предисловии сценария «Адыгская свадьба». – Исходя из этого, мы предприняли попытку собрать воедино те традиционные свадебные обряды, которые можно включить в современное свадебное действо.

Авторы детально изучили истории свадебных традиций и составили рекомендации с учетом современных тенденций. Тут вы найдете советы по выводу невесты из отцовского дома и вводу в дом супруга, первому знакомству с родом мужа и проведению самой свадьбы, рассадке на банкете невесты, гостей и расположению площадки для национальных танцев. Особое внимание уделено правилам завершения свадьбы. Кроме того, в сценарий включен ряд новых обрядов, появившихся уже в наши дни и ставших весьма популярными. Они подверглись доработке, «дабы избежать противоречий с традиционной поведенческой культурой адыгов».

Прежде чем «играть» адыгэ джэгу по правилам, давайте вспомним, какие свадебные обряды, доставшиеся нам от предков, все еще соблюдаются в нашем обществе. В качестве примера возьмем ритуалы бжедугов. Итак, что сохранилось. За невесту вносят символическую плату (уасэ) старшие мужчины рода жениха. Все еще популярна «кража» сестры новобрачного для дальнейшего выкупа. Для традиционного «удэнэ хэщ» («стежки счастья») выбирают 7 девушек (обязательное условие – живые родители), которые по очереди делают по три стежка на платке невесты, произнося благопожелания в честь нового члена семьи. Куда же без сакраментального выкупа невесты, который должен остановить дядя по матери (напоминаю, речь идет о бжедугах). Старожилы все еще ждут шуточный обряд «ухода» бабушки жениха со стороны отца (ведь в доме новая хозяйка, а старой там места нет), невеста догоняет бабушку, уговаривает ее вернуться, обещая жить в мире и согласии. Следующая стадия - ритуальная встреча со старшими женщинами рода, которые желают новобрачной счастливой жизни, дальнейшее снятие платка, закрывающего лицо девушки, а также знакомство со свекровью.

А теперь разберемся, что кануло в прошлое. Представляете ли вы современную адыгскую свадьбу без жениха? А в старину его присутствие даже не обсуждалось. Как только жених со свитой привозил невесту к дому, он уходил к друзьям или соседям и не попадался на глаза старшим своего рода. Девушку же заводили в отведенную для нее комнату, ставили в угол. Родственники жениха должны были осыпать ее конфетами и деньгами для того, чтобы приподнять с лица накидку и, наконец, разглядеть молодую.

Новый свод правил предусматривает присутствие жениха на свадьбе, но место молодоженов должно быть расположено поодаль от старших, при желании они могут сидеть отдельно: жених - со своими друзьями, невеста - вместе с девушками.

Последние годы новобрачные разрезают свадебный торт. По мнению сценаристов, это противоречит древним канонам, и сразу предлагается альтернатива. В старину частью свадебных обычаев являлось ритуальное разрезание и раздача обрядового пирога с адыгейским сыром свекровью или старшей женщиной от ее имени и сопровождалось добрыми пожеланиями.

Церемония передачи свадебной эстафеты с адыгским веером (для девушек) – одна из возможных замен заимствованному у европейцев бросанию букета невесты. Как происходит эта процедура? Невеста зажимает в руке концы нескольких лент длиной 2-2,5 метра, одну из которых незаметно привязывает к вееру. Участвующие в церемонии девушки берут в руки другие концы и начинают двигаться вправо по кругу. Через несколько аккордов, когда музыка остановится, они натянут ленты, и веер достанется той, чья лента была привязана к его ручке.

Для ребят тоже предусмотрена своя церемония. Раньше у адыгов существовал шуточный обряд передачи свадебной эстафеты молодому человеку, который давно достиг возраста вступления в брак, но не торопился жениться. На современной свадьбе ему могут публично намекнуть, что стоит подумать о скорой женитьбе, вручив обрядовую палку или флаг.

У кого-то сохранилась эта традиция, у кого-то нет, но авторы рекомендуют вернуться к обряду присуждения почетных титулов. Титул «пшъэшъэ дах» («первая красавица свадебного джэгу»), согласно обычаям, присуждается незамужней девушке из числа гостей, отличившейся гармоничным этикетным поведением и умением искусно исполнять адыгские танцы (этого звания не может быть удостоена представительница рода или маленькая девочка). Перед девушкой ставят красиво вышитый флаг или выполненное из фундука ритуальное сооружение на древке – пчыпаIо.

Лучшего исполнителя адыгских танцев - кIэлэ къэшъуакIу – должно отличать не только высокое исполнительское искусство, но и достойное поведение на свадьбе (не должен быть близким родственником жениха). Избранному парню дарят фундуковый флаг и выводят на танец с первой красавицей свадебного джэгу.

Нам остается только добавить, что единый сценарий разослан джегуако (ведущим адыгских свадеб), а фольклористы уже начали разъяснять правила проведения описанных в тексте обрядов. Авторы уверены, опираясь на правила, которые носят исключительно рекомендательный характер, как указано в предисловии сценария, молодые люди смогут сохранить богатую культуру адыгов.

Что ж, выбор свадьбы - только за вами. Точно также только вы решаете:   чтить традиции, завещанные нам предками, или их нарушать. А нас радует, что в нашем опросе, проводившемся на @edinstvo_adygeisk в сети Instagram, подавляющее большинство (77%) проголосовало за проведение свадьбы  по правилам.

Суанда Пхачияш.

  План сценария свадьбы 

1. Свадебный поезд. Состоит из группы молодых людей, которые отправляются за невестой.
2. Ритуальная плата за «вставание невесты».
3. Уход жениха в дом друга/привоз невесты в «промежуточный» дом родственника (друга семьи) жениха. 
4. Исполнение обрядовой «Песни привоза невесты».
5. Ввод невесты в родительский дом жениха.
6. Помещение для новобрачных.
7. Приезд посланников со стороны жениха/невесты.
8. Первая ритуальная встреча со старшими женщинами рода (I вариант).
9. Ритуальное прикосновение к губам невесты смесью масла и меда.
10. Внесение символического брачного выкупа за невесту. 
11. Официальный привоз вещей невесты.
12. Обряд приобщения невесты к шитью (в нашем варианте «стежки счастья» - прим. автора)
13. Посещение ЗАГСа/Подписание мусульманского брачного контракта в мечети.
14. Ввод невесты в дома близких родственников.
15. Поездка по памятным местам, фотосессия, видеосъемка.
16. Место проведения свадебного действа (дом или съемное помещение).
17. Свадебные столы и рассаживание гостей.
18. Торжественный ввод невесты в свадебный зал. 
19. Место молодоженов.
20. Выборы свадебного совета. 
21. Танцевальный круг. Участники танцевального действа.
22. Народные танцы в свадебном кругу. Танцевальный этикет.
23. Ритуальное «пленение» девушки.
24. Возвращение жениха-воспитанника.
25. «Пленение» «воспитательницы» в кругу.
26. Первое ритуальное возвращение жениха к старшим рода.  
27. Торжественный вывод невесты в свадебный круг.
28. Ритуальный «выкуп» невесты.  
29. Обряд «ухода» бабушки жениха (старшей свекрови).  
30. Первая ритуальная встреча со старшими женщинами рода (II вариант).
31. Ритуальное снятие покрывала, закрывающего лицо невесты.
32. Церемония разрезания и раздачи традиционного свадебного пирога с адыгейским сыром старшей женщиной.
33. Церемония передачи свадебной эстафеты с адыгским веером.
34. Церемония передачи свадебной эстафеты с флагом.  
35. Присуждение почетных титулов «первой красавицы свадебного джэгу» и «лучшего исполнителя народных танцев». 
36. Выбор почетного предводителя кругового танца удж.
37. Заключительный круговой танец удж. 
38. Закрытие свадебного торжества.






Возврат к списку

Top