• 17 сентября 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска
Нуриет Цику:  «Войну и мир» перечитываю каждый год

Нуриет Цику: «Войну и мир» перечитываю каждый год

Она скромно молчит и отводит глаза, когда ее спрашивают о наградах и регалиях, хотя у нее их огромная стопка. Она не хочет быть в центре внимания, поэтому этот материал выйдет без ее фотографии. Зато она любит, когда ученики и их родители благодарят за знания, ценят тот невероятный труд, который она вкладывает в каждого своего ученика…

Признаться, немного тушевалась перед разговором с Нуриет Асламбечевной Цику. Нет, она не преподавала в нашем классе, даже не помню, чтобы она хоть раз приходила к нам на замену. Но мы все были наслышаны о ее строгости и о том, что на уроках русского языка и литературы даже муха не могла пролететь без ведома Нуриет Асламбечевны.

Уже с первых минут нашей беседы я поняла, что опасения мои были напрасны. Передо мной – человек, безумно влюбленный в свою профессию на протяжении 43 лет! Да, она требовательна и педантична, но при этом справедлива и отзывчива. Это подтверждают и ее ученики, с некоторыми из них я поговорила перед интервью. И все они были единодушны: Нуриет Асламбечевне есть чем гордиться.

– Русский язык и русскую литературу знаю и искренне люблю благодаря Нуриет Асламбечевне. Даже сейчас, спустя больше 20 лет после окончания школы, с легкостью прохожу онлайн-тесты по русскому языку, хотя по образованию я историк. Это те знания, которые остались после ее уроков. Она учила нас не только своему предмету, но и дала нам важные жизненные умения – анализировать, критически мыслить, делать обоснованные выводы, – рассказывает Заира Хуако, заместитель начальника учебно-методического управления Кубанского государственного университета.

– Если я и умею грамотно писать и изъясняться, то это заслуга исключительно Нуриет Асламбечевны, – делится ее ученица, а ныне коллега, учитель математики СОШ №2 Нафсет Нехай. – Она всегда очень ответственно подходит к каждому уроку. Не всем везет иметь такого компетентного учителя, который делает свою работу с душой.

– Я всегда за знания, не за отметки. Считайте, что это мое жизненное кредо. А если ребенок систематически занимается, то за знаниями обязательно подтянутся и хорошие оценки, – раскрывает секрет Нуриет Асламбечевна.

– Насколько вы строго оцениваете детей?

– Стараюсь быть объективной. Но при этом считаю, что нельзя делать много поблажек – результата не будет. Я люблю детей – без этого в профессии невозможно было бы столько лет существовать. Но это не материнская любовь – с такими эмоциями, на мой взгляд, в школе работать не получится, потому что слишком многое родители прощают детям, я больше за уважение. Вот это точно краеугольный камень, в основе которого лежит все.

– А что больше всего мотивирует?

– Успехи ребят и их горящие глаза, когда вижу, что тему они поняли. У меня очень благодарные выпускники, которые помнят, звонят, приходят. И это, несмотря на то, что многие живут в других регионах и даже странах. Все это очень мотивирует и вдохновляет.

– Что побудило вас стать на преподавательскую стезю?

– Мои учителя из аульской школы. Самые уважаемые и замечательные педагоги, слава о которых распространялась далеко за пределы родного Эдепсукая-2. В первую очередь, твой дедушка и наш любимый директор школы Амерзан Камболетович Четыз. Как сейчас помню 1 сентября 1964, он тогда принимал нас в первый класс. Удивительной души был человек. Когда он проходил мимо нашего двора – неважно далеко находился или нет, увидел меня или нет – я всегда вскакивала и приветствовала его. Соседи недоуменно спрашивали: «Нуриет, кого ты там постоянно высматриваешь?». «Как кого? Самого лучшего директора!».

– Как родные отнеслись к выбору профессии?

– Только поддержали. После окончания СОШ №28 в Адыгейске (ныне СОШ №2. – Прим. авт.), куда мы переехали после переселения, я поступила в Адыгейский государственный педагогический институт на филологический факультет. После младшая сестра Сима пошла по моим стопам. Учиться я всегда любила, проблем никогда не было, даже получала ленинскую стипендию (самая престижная и высокая стипендия в Советском Союзе. – Прим. авт.) уже со второго курса.

–  Я так понимаю, первым и единственным местом работы стала родная школа?

– Да, в трудовой книжке все записи связаны только с СОШ №2. Здесь нужно сказать, что коллектив у меня хороший, я работала всегда только с лучшими коллегами. Пришла учителем, через пару лет меня выбрали завучем, потом работала директором, а сейчас я снова учитель, чем безмерно горжусь. Не люблю административную работу.

– Да, но без вас, возможно, и нынешнего здания школы не было бы…

– Пришлось повозиться, признаюсь. Благодаря тогдашнему главе республики Хазрету Меджидовичу Совмену школу начали строить, а после его ухода стройка встала. Обращалась даже по «Прямой линии» к президенту России. Наконец, в январе 2010 года строительство завершилось. В общей сложности, на решение вопроса ушло семь лет. Но это того стоило. Посмотрите, какое красивое здание! Дети, родители и учителя – все довольны.

–  С какими еще трудностями вы сталкиваетесь в работе?

– С каждым годом характер детей меняется, их тяга к учебе ослабевает, поэтому донести свои знания становится все труднее и труднее. А еще меняются технологии преподавания, учитель их изучает, появляется много бумажной документации, которую нужно заполнить, и времени на детей соответственно остается меньше.

– Правда, что дети сегодня разучились писать грамотно?

– Есть такое. Наверное, потому что современные школьники мало читают и много сидят в телефонах. Но это реалии нашего времени. Интернет – и хорошо, если ребенок черпает полезную информацию, и плохо, если круглосуточно только и делает, что сидит в социальных сетях. Чтобы писать грамотно, нужно много читать.

– А как этому научить?

– Показывать пример, мотивировать их, интересно рассказывать урок. Я всегда скрупулезно готовлюсь к каждому уроку и совершенно неважно, что, например, «Войну и мир» читала десятки раз. А вдруг я что-то упущу важное, поэтому и перечитываю каждый год. Если интересно мне, то и детям будет.

– Вы подготовили за годы своей работы много победителей олимпиад, различных конкурсов, ваши ученики получают высокие баллы на экзаменах. Считаете ли вы такие результаты показателем качества работы учителя?

– Это, конечно, немаловажный результат работы учителя, однако приоритетом я все же оставляю влияние учителя на ученика и развитие личности ребенка. Регалии прекрасны и почетны, но в школу каждый день я прихожу не за этим. Хочу, чтобы как можно больше детей полюбили мой предмет так, как люблю его я.

Суанда ПХАЧИЯШ.

Возврат к списку

Top