• 24 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Ожидание - реальность

Я перестала ходить в один небезызвестный супермаркет в Адыгейске. На подходе второй, за ним маячит третий. Все дело в ценниках. Ну, знаете, когда написано одно, а на кассе сакраментальное: «Не успели поменять». Ладно еще, если покупатель заметит разницу в магазине. Бывает, человек только дома, рассортировывая покупки и изучая чеки (как оказалось, важный момент), понимает, что в очередной раз его ожидания по цене товара, указанной на этикетке, не совпали с реальностью -  стоимостью товара, пробиваемой на кассе.

Если первый раз еще можно простить «случайную» оплошность продавца, второй – вернуться в магазин за суммой на ценнике, то после третьего раза, скорее всего, желание отовариваться в этом месте отпадет, если только не хотите каждый раз что-то выяснять и доказывать.

Покупателю на самом деле нет нужды вникать в проблемы, из-за которых не хватило времени поменять ценники на актуальные, недосмотр или невнимательность работников зала. И он будет прав, предъявляя претензии. В этой ситуации все необходимо решать в соответствии с законодательством.

О том, какими правами обладает покупатель и как в этих ситуациях следует поступать продавцам, мы попросили рассказать юриста Саиду Духу.

- Права покупателя защищены законом «О защите прав потребителя» и Гражданским кодексом Российской Федерации. Пункт 1 статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора», в том числе информацию о цене товара. В соответствии со статьей 494 ГК РФ товары с ценниками, выставленные в местах продажи, признаются публичной офертой (предложением о заключении сделки), поэтому магазин не вправе отказать покупателю в продаже товара по соответствующей цене.
Итак, вы вправе требовать, чтобы стоимость товара вам посчитали по ценнику. А если уже расплатились - чтобы вам вернули разницу. Если кассир отказывается это сделать, смело зовите менеджера и сообщите ему о нарушении законодательства. Возможно, вы услышите версию, что на товар действовала акция, но теперь она закончилась. Но это не повод продавать товар по завышенной стоимости. Если и администратор не идет вам навстречу, просите «Книгу отзывов и предложений» и подробно опишите свою претензию. Обязательно укажите время, дату, наименование товара, стоимость на ценнике и на кассе, оставьте контактные данные. Вам будут обязаны ответить в течение 5 дней с момента записи. Стоит отметить, что отказать в выдаче жалобной книги вам не имеют права, в противном случае магазин будет оштрафован на сумму до 30000 рублей. Сфотографируйте спорный ценник, сохраните чек.
Кроме того, можно предъявить магазину письменную претензию, в которой требуйте возврата разницы в цене между чеком и ценником или полностью уплаченной суммы.

Если продавец отказывается возмещать убытки или компенсировать разницу между ценником и чеком, покупатель  имеет право обратиться в суд или иные уполномоченные органы. Также можно обратиться с заявлением по факту нарушения правил продажи в Роспотребнадзор.

В любом случае платить больше, чем указано в ценнике, никто не обязан. А вот  привлечь недобросовестного продавца к ответственности можно.

- Выявленное несоответствие цен считается административным правонарушением, за которое, согласно кодексу об административных правонарушениях, продавец заплатит от 3 до 5 тысяч рублей, директор – от 10 до 30 тысяч, а организация – до 50 тысяч рублей. За нарушения закона «О защите прав потребителя» сотрудники магазина заплатят штраф до 1000 рублей, а магазин – до 10 тысяч рублей. Покупатель может потребовать возмещения морального, а то и материального вреда, что означает дополнительное наказание для тех, кто недосмотрел за ценником, - поясняет Саида Духу.

Постоянный контроль актуальности цен поможет избежать неприятных ситуаций. До открытия магазина необходимо проверять изменения и информацию на ценниках, четко указывать, за что именно покупатель получит скидку.
Делаем выводы. Несовпадение цен на ценниках и на кассовом чеке часто становится причиной конфликтов. Работникам торговли не следует доводить ситуацию до визитов специалистов Роспотребнадзора, уполномоченных органов и тем более - до судебного разбирательства, поскольку в таких случаях закон на стороне потребителя.

Суанда Пхачияш.

Возврат к списку

Top