• 20 февраля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Стало известно, какие информационные ресурсы пользуются доверием у россиян

АНО «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий оценили доверие жителей страны к разными информационным ресурсам. Результаты исследования показали, что главным источником фейков россияне считают интернет.

Опрос проводился методом онлайн-анкетирования с 25 по 29 ноября, в нем приняли участие 3380 человек. Согласно результатам, 97% респондентов знают, что такое фейковая информация. Основным источником ее распространения пользователи называют онлайн-СМИ – так ответили 74% опрошенных.

Социальным сетям, а также телевидению и традиционной прессе россияне доверяют больше. Только 38% и 64% участников опроса соответственно считают, что эти информационные ресурсы распространяют ложную информацию. Еще реже в качестве недостоверных источников пользователи указывают мессенджеры, а друзей, родственников и знакомых не называет почти никто.

По мнению большинства респондентов (63%), распространение фейков в социальных сетях представляет серьезную опасность. В мае 2020 года на такой же вопрос положительно ответили около 80% опрошенных.

Какую цель преследуют распространители фейковой информации? Следует помнить, что некоторые СМИ гонятся за аудиторией и посещаемостью, специально создавая «хайп». Также целенаправленно вводят людей в заблуждение, преследуя какие-то свои интересы. Также причина может быть в уровене подготовки и знаний журналистов, освещающих те или иные события.

Директор Центра информационных технологий, доцент кафедры автоматизированных систем обработки информации и управления АГУ, кандидат технических наук Андрей Шопин считает, что на сегодняшний день телевидение и традиционная пресса серьезно уступили свои позиции как информационные ресурсы.

– Интернет дал возможность практически любому человеку, имеющему компьютер, генерировать информацию любого качества и достоверности. Мотивы генерации фейковой информации могут быть различными: от желания на «горячей новости» получить больше просмотров (повышение популярности, заработок на рекламе) до конкретной тщательно продуманной дезинформации. Самым провоцирующим моментом является убеждение в анонимности и безнаказанности деяний в сети, т.е. за любую вброшенную информацию не наступит ответственность.
На мой взгляд одним из самых действенных способов борьбы с фейками является разъяснение пользователю факта, что практически все его действия в сети при необходимости можно отследить и привлечь его к ответственности вплоть до уголовной.
Первые шаги к прозрачности пользователей уже сделаны. К примеру, практически исчезли сети WiFi, позволяющие без авторизации получать доступ в интернет. На многих ресурсах для публикации требуется подтверждение номера телефона, а зачастую и некоторого набора персональных данных пользователя.
Однако никакие меры по повышению прозрачности не дадут результата без действенного механизма наказания за генерацию и распространение фейков, – прокомментировал Андрей Шопин.

Возврат к списку

Top