• 16 марта 2025
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска
Сквозь годы с нами  говорит блокада Ленинграда

Сквозь годы с нами говорит блокада Ленинграда

81 год назад – 27 января 1944 года – в Ленинграде был дан салют в ознаменование полного освобождения города от блокады. Так завершилась одна из самых страшных и трагических страниц Великой Отечественной войны.
Блокада Ленинграда стала самой продолжительной осадой города за всю историю человечества. 872 дня боли и страданий, мужества и самоотверженности.
 
Личная история

С чувством глубокой признательности в эти дни мы вспоминаем имена защитников города, героически и самоотверженно сражавшихся за его освобождение с немецко-фашистскими захватчиками. Среди героев, конечно же, были и наши доблестные земляки – воины из Адыгеи, которыми мы всегда будем гордиться. 
Блокада Ленинграда стала личной историей многих людей и семей нашей республики. Стала она историей и для семьи моих дедушки и бабушки – Сафера и Ханиш Тлехураев из аула Понежукай. В годы войны они приютили эвакуированную семью ленинградцев. К сожалению, фамилию я не запомнила. Из рассказов своей матери, знаю только, что глава семейства был летчиком. Бабушка и дедушка обогрели и окружили особой теплотой его супругу Татьяну (это имя  в нашем роде известно хорошо, потому что в честь нее нана и тата назвали одну из дочерей, появившуюся на свет после войны) и двоих маленьких дочерей Олю и Катю. Жители северной столицы в адыгском ауле провели несколько месяцев, но связь с ним и моими родными сохранили надолго. Почти каждое лето они приезжали в гости и проводили недельку-другую с адыгскими друзьями. Когда мои родители поженились, ленинградские друзья на свадьбу подарили красивый чайный сервиз. И мама очень им дорожила. Гостили в Ленинграде и мои родные. Но, к сожалению, после ухода старшего поколения связь потихоньку сошла на нет.
Эти ли воспоминания и личное участие моих дедушки и бабушки в судьбе эвакуированной из блокадного Ленинграда семьи, но каждый год в преддверии годовщины снятия блокады города на Неве с особыми чувствами и переживаниями я снова погружаюсь в события трагической поры и снова ощущаю себя среди изможденных, но невероятно стойких и мужественных жителей осажденного города…
О блокадном Ленинграде написаны сотни книг, опубликованы тысячи материалов и документов. Казалось бы, о той страшной поре сегодня известно все. Но, касаясь истории «невской твердыни», обнаруживаются новые сведения об известных фактах.

Страшные испытания
 
Только 8 сентября 1941 года фашисты сбросили более шести тысяч зажигательных бомб. Дым пожаров заволакивал улицы, горели дома. В эти дни на свою опасную и трудную вахту заступили ленинградские пожарные. Пожарная охрана города тогда на четверть состояла из женщин, заменивших ушедших на фронт мужчин. Это был нелегкий труд. За время блокады города фашисты сбросили на него более 100 тысяч бомб и ещё больше тяжёлых снарядов, число пожаров превысило 13 тысяч.
Самые черные дни Ленинграда – это ранняя зима 1941–1942-го, первая блокадная зима. Запасы продовольствия закончились, поставки припасов, спешно организованные по воде и воздуху через Ладожское озеро, не могли обеспечить все нужды населения огромного города.
Суточный паек хлеба для некоторых категорий тогда уменьшился до 125 граммов. Это был хлеб с овсяной шелухой, целлюлозой и обойной пылью.
От голода жители теряли сознание и на улицах, и на работе. Начались массовые смерти от истощения. По воспоминаниям самих блокадников, выживали те, кто заставлял себя вставать, выходить из дома. Помогала и особая стратегия: делить свой дневной паек на несколько маленьких кусочков.
Чтобы заглушить чувство голода, в ход шли все подручные средства. Вот рецепт щей из хряпы. Это суп из самых нижних, зеленых листьев капусты: «Капустный лист очень мелко покрошите и опустите в холодную воду, посолите. Варить надо очень долго. Если есть какая-нибудь крупа, то заправьте». Ленинградцы разрывали снег на бывших овощных полях, чтобы найти хотя бы один листок капусты или кочерыжку. Но даже при длительной варке эти листья были очень жесткими и хрустели на зубах. Отсюда и возникло название «хряпа».
Бомбежки и голод были не единственным испытанием. Не менее страшным оказался лютый холод. В 1941 году зима в блокадном Ленинграде началась практически в октябре. Порой столбик термометра опускался до минус 40 градусов.
Замерзли водопроводные трубы – город остался без света и питьевой воды. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах.
В осажденном городе весь транспорт встал из-за недостатка электроэнергии и бензина, трамвайные пути были повреждены. Санки стали основным транспортным средством и печальным символом блокадного города. На санках возили воду и вещи, люди привязывали к ним свое имущество во время эвакуации. Санки использовали для перевозки людей в больницы и к месту захоронения.
 
Дорога надежды

Единственной нитью, связывающей Ленинград с Большой землей, оставалась Дорога Жизни, проложенная по льду Ладожского озера. Она была пульсом блокадного города.
К устройству ледового пути подошли основательно: проект разрабатывали специалисты из Ленинградского физико-технического института. К работе были привлечены и гляциологи – специалисты по изучению льда и снега. Необходимо было не только выяснить, при каких условиях лед выдержит большегрузные машины, но и позволит избежать эффекта резонанса, при котором вторая машина могла уйти под лед.
Из-за слабости льда трассу в первый месяц обслуживания приходилось менять четыре раза. На дороге было          предусмотрено двустороннее движение, трассу обслуживали 350 регулировщиков, а вдоль дороги была проложена линия связи на вмороженных в лед столбах.
Водителей, которые начинали путь по льду озера, встречала табличка: «Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!».
За две зимы более 5 тысяч водителей совершили опасные для жизни рейсы, многие погибли под обстрелами или провалившись под лед.
Они не только спасли сотни тысяч жителей окруженного города, но и вывезли в эвакуацию полмиллиона человек.
Поразительный факт:  31 декабря 1941 года водителю Максиму Твердохлебу на складе вручили ценный груз – фанерные ящики с надписью: «Детям героического Ленинграда». Это был целый грузовик мандаринов из Грузии для новогодних подарков детям. Его предстояло доставить по Дороге жизни в блокадный город.
Половину пути по льду Ладожского озера Максим проехал без препятствий, но после начался обстрел. В небе появились вражеские самолеты. Свинец пробил кабину машины, но водитель продолжал жать на газ. Раненный в руку Твердохлеб в дымящейся машине без лобового стекла все же сумел доехать до другой стороны Ладоги.
В первые дни нового 1942 года для детей блокадного Ленинграда провели елки. Им показали представление, накормили теплым обедом и каждому вручили подарок: конфеты из льняного жмыха, пряник и пару мандаринов – тех самых, которые сумел доставить шофер Максим Твердохлеб.
 
Вопреки всему

В блокаду ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Жители пытались сохранить имеющиеся исторические памятники, восстанавливали свою деятельность театры и музеи, не прекращали работу радио, печать, телевидение. Необходимо было доказать врагу, а главное – самим себе: блокада Ленинграда не убьет город, он будет жить!
В осажденном городе оставались выживать более 400 тысяч детей, появлялись и новорожденные. И бутылочка из молочной кухни день за днем спасала крохотные жизни. Когда доставлять молоко в окруженный город стало невозможно, группа ленинградских ученых и технологов разработала продукт, который был идеален для транспортировки, – пластические сливки. Продукт делали из молока, это было что-то среднее между сливками и сливочным маслом.
Из тонны пластических сливок можно было изготовить 20 тонн восстановленного молока. Применяли пластические сливки при изготовлении сметаны, сыра, растительного молока из соевых бобов для детского питания и солодового детского молока.
За время блокады Ленинграда в осажденном городе появились на свет 95 тысяч малышей! Такие цифры опубликовал Следственный комитет Российской Федерации в 80-ю годовщину полного освобождения города. Большинство этих детей родились осенью и зимой 1941 года.
Перед учеными, которые оставались работать в Ленинграде, стояли новые задачи: как в условиях голода спасать матерей и новорожденных. Нужно было не только найти замену натуральным витаминам. Обессиленные матери нередко не могли нормально кормить малышей. На замену материнскому молоку пришли питательные смеси, которые распределяли по больницам под строгим контролем. А в первом полугодии 1942 года для грудных детей разработали рецепты смеси на основе сои.
 
«Январский гром»

Так романтично назвали наступательную операцию по полному снятию блокады Ленинграда. Она стала настоящей победной весной среди суровой зимы! Гитлеровцев окончательно отбросили от стен непокоренного города на Неве. В тот вечер тысячи людей нашли в себе силы, чтобы выйти на улицы, когда ленинградское небо расцветили вспышки салюта. Это воспринималось как чудо. Как рубеж. Позади 872 дня смертельной опасности. Впереди – возрождение.
Печать блокады навсегда осталась на облике города, который ныне снова носит свое первое имя – Санкт-Петербург. Но слово «Ленинград» даже много лет спустя мы будем повторять с болью и гордостью...

Маргарита УСТОК.

Возврат к списку

Top