• 19 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Славный сын двух народов

Наверное, он и сам не знал, когда в нем заканчивался русский человек и начинался адыг, или совсем наоборот. Как он сам признавался журналисту, до войны проходил по документам и звался Мухтаром Махмудовичем. Во время боя был ранен, попал в госпиталь, а врачам и медсестрам имя его было в диковинку, выговаривали плохо - так  его и записали, как было им удобней - Григорием  Михайловичем, и стали  звать.

Григорий Михайлович Кошаков родился в 1919 году в ауле Тлюстенхабль. Он не помнил своего отца, потому как тот умер, когда сын только родился. Рос, как все мальчишки той поры.  Учился в школе, проявляя большую тягу к знаниям, но трудности вынудили  после 4 класса оставить учебу, и он стал работать в родном колхозе «Кавказ», чтобы помочь матери Марие Пантелеевне прокормить и поднять на ноги семью.

Призван был Г. М. Кошаков в Советскую Армию в сентябре 1939 года. Участвовал в советско-финской войне и походе в Латвию в 1940 году. Воевал стрелком, кавалеристом, сапером на Западном, Брянском, Юго-Западном, Центральном, Белорусском и 1-Белорусском фронтах. Награжден орденом  Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу» и  другими.  Григорий  Михайлович Кошаков полный кавалер ордена Славы.

Коротко рассказав о боевом пути нашего земляка, героя, история  которого могла бы занять целую книгу, остановлюсь на основных моментах его биографии.

Особенно отличился он при форсировании Вислы. Выполняя задание по переправе наших войск и техники на левый берег     реки в районе села Застув-Кормиска, что южнее Пулавы, он находился  в группе бойцов под командованием Е. И. Батенева, которая одной из первых собрала паром из лодок «А-3» и первой в 10 часов 30 июля 1944  года  с пушками и боеприпасами к ним  отчалила от берега.

Обнаружив переправляющихся, противник открыл яростный огонь.  Вода  кипела от снарядов, мин и ударов авиации, которая непрерывно висела над головой. С противоположного берега также непрерывно  строчили пулеметы. Но отважные саперы, не страшась вражеского огня, уверенно курсировали от  берега к берегу, совершив за день 8 рейсов и доставив на противоположный берег 50 солдат и офицеров, 9 пушек, 14 лошадей и 147 ящиков с боеприпасами.
За проявленные мужество и воинскую доблесть все воины во главе с Е. И. Батеневым были награждены орденами и медалями, а Григорий Михайлович приказом командира 247-й стрелковой Ярцевской дивизии  генерала-майора В. П. Шульги от 2 августа 1944 года был удостоен ордена Славы III степени.

Четырнадцатого января 1945 года началась Варшавско-Познанская  операция войск  I-Белорусского фронта, в ходе которой 21-му саперному батальону предстояло, занимаясь инженерным обеспечением частей 134 стрелковой дивизии, продвигаться в направлении Радом, Лозы, Познань, Тирштигель и выйти к Одеру  в районе города Лебус.

Накануне наступления, в период с 10 по 13 января, батальоном были проведены инженерная разведка и подготовка проходов в минных полях как наших, так и противника. За это время было  сделано 12 проходов под огнем противника, что  позволило нашей пехоте и танкам без задержки преодолеть передний край врагов и ворваться в его оборону.

В ходе выполнения этих задач высокое мастерство и бесстрашие проявил Г. М. Кошаков. Отметив эти его заслуги, командир батальона М. Е. Малашенко представил его к ордену Славы II степени.

Война продолжалась. Рано утром 16 апреля 1945 года началась Берлинская операция. В ночь, предшествующую  наступлению, саперы, как всегда, проделывали проходы в минных  полях и проволочных заграждениях. 21-й батальон действовал в полосе наступления 247-й стрелковой дивизии. Выполняя боевую задачу, батальон Григория Михайловича обезвредил свыше трехсот мин, при этом он лично - 37 противотанковых и 18 противопехотных мин. Ввиду того, что стоял густой  туман  и была плохая видимость, исключавшая танкам  возможность самостоятельно продвигаться  вперед, Григорий Михайлович  Кошаков смело  поднялся во весь рост и, рискуя  жизнью, под ураганным огнем противника, провел танки и следующую за ними пехоту через проделанные проходы и сопровождал их, пока они не ворвались  в оборону противника.

За образцовое выполнение поставленной задачи и проявленное при этом  боевое  мастерство, мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года Г. М. Кошаков был награжден орденом Славы I степени.
Вот таковы были подвиги, сделавшие нашего земляка Героем.

- О чем думали и мечтали вы, солдаты роковых сороковых? – еще будучи молодым журналистом как-то задал я ему вопрос.

К моему удивлению, он ответил на него буднично и прозаично, без ожидаемой патетики.

- С первых дней на войне я подумал и уяснил для себя, что она - это та же работа. Насколько ты добросовестно и умело делаешь ее, такой   для тебя и почет, - ответил он, а потом добавил. - Вот ты спросил, о чем мы мечтали. О чем может  мечтать изнуренный кровопролитной войной солдат – это хорошо и вдоволь поесть и, наконец, отоспаться.  

Вернулся домой полный кавалер ордена Славы в мае 1946 года. Сначала работал в родном колхозе «Кавказ», возглавлял молочно-товарную ферму, а в 1951 году переехал в Краснодар и трудился более 40 лет на заводе имени Седина – сначала строгальщиком, потом машинистом, стрелком заводской охраны.

Воспитанный в адыгской среде, Григорий Михайлович хорошо знал адыгейский язык, всегда  придерживался общественных законов, обычаев и традиции народа, на которых вырос. Он никогда не рвал  корней из малой родины, постоянно бывал в родном ауле, стараясь оставаться  с ним  единым и в радости, и в горе. Аульчане с любовью  всегда звали его дядей Гришей, глубоко уважали.
Умер славный и отважный сын двух народов и был похоронен по всем канонам адыгейского похоронного обряда в ауле Тлюстенхабль, но с некоторыми поправками по протоколу похорон героев – на орудийном лафете и под салют автоматчиков.

Аслан Кушу.

Возврат к списку

Top