• 25 марта 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Кошки сброшены, господа!

Кошка в данном случае не имеет никакого  отношения к отряду млекопитающих, кошка - это зацеп, состоящий из трех-четырех крюков, который в недавнем прошлом люди использовали  для поиска и ловли ведер, сорвавшихся в колодец,  да и для  многих  других целей. Использовали ее в своей работе и инспектора рыбоохраны. Ее привязывали к катерам и при прочесывании  акватории реки вылавливали браконьерские сети. Так вот, если образно сказать, на прошлой неделе работники Кубано–Адыгейского отдела Азово-Черноморского территориального управления «сбросили кошки» не только в акватории Краснодарского, но  и Тахтамукайского  водохранилища. Совместно  с другими природоохранными  службами отдел принял участие во Всероссийской акции «День без сетей», направленной на пресечение браконьерского лова на всей территории Российской Федерации.

В то раннее утро на базе рыбоохраны, что у моста через реку Псекупс, начальник  Кубано-Адыгейского отдела А. И. Янок провел  что-то вроде развода личного  состава, определил конкретные задачи, еще раз  напомнил правила безопасности при работе на воде. В акции также приняли  участие заместитель начальника отдела А. Х. Ереджибок, госинспекторы А. Ш. Чениб, А. Ю. Садчиков, С. Ф. Гимаев, А. П. Войнов, А. Ф. Гайдамака и другие, а также главный специалист–эксперт  управления по охране и использованию объектов  животного мира и водных биоресурсов Х. К. Бленегапце, его специалисты–эксперты Г. М. Тлемешок, Б. К. Губжоков, представители  общества охотников и рыболовов, ГТРК «Адыгея», городской газеты «Единство».

После развода и определения  конкретных задач, оставляя за собой  широкие развалы волн, шесть катеров, оснащенных мощными моторами, отправились по акватории Краснодарского водохранилища. Вслед им устремились  чайки, бакланы, цапли, предчувствуя добычу. Водохранилище  «цветет» в эту пору – ветер в лицо  доносит с него невероятную смесь запахов, источаемую живыми существами и растительным миром. Это запах жизни, жизни, которая уже била здесь ключом.

Мы находимся в головном катере, за штурвалом  Азмет Ереджибок, исходивший водохранилище  за многолетнию работу вдоль и поперек, а потому хорошо знающий его фарватер. Он и рассказывает:

- Последние исследовании показали, что в Краснодарском  водохранилище отличная кормовая база. Только вот с зарыблением  его проблема с 90-х годов прошлого столетия.

Впадающие в него реки по-прежнему, как и 200-300 лет назад в Кубань, исполняют ту же вековечную функцию – служат   нерестилищем для рыб. Их то  обычно «запирают» своими сетями браконьеры.   На заливе  реки Шундук делаем первую остановку. Браконьерские сети определяют по поплавкам. Инспектора работают по всей шири залива. Баграми, оснащенными крючками, вытягивают сети, освобождают  их  от рыб, которые в них попали, выбрасывают в воду. Бывает, рыба не успевает долететь, или ее, уже упавшую в воду, перехватывают чайки, бакланы, цапли. Идет  будничный  процесс  борьбы за существование  и выживание.

Очистив залив Шундука от браконьерских сетей, при переходе к заливу Апчас делаем еще несколько остановок, чтобы снять «кольцевые сети». Их не вынимают, а просто отрезают от поплавка и они тонут.

- Это рыбхозы так свою территорию помечают, – поясняет А. И. Янок.

Очищаем заливы рек Апчас, Марты, Пшиша, переходим на мелководье реки Белой у аула Адамий, к так называемым беляевским карьерам. В Красногвардейском районе берега, поросшие густо  ивняком и смешанными лесами, более обжитые. То и дело сквозь  заросли мелькают приюты для отдыхающих, рыбаков, обустроенные навесами, вагончиками, пирсами  для рыбной ловли. Первую остановку совершаем возле одного из таких. Прямо у берега обнаруживаем и изымаем свежую сеть и несколько раколовок, а у пирса садок с выловленной рыбой. Охранник объекта долго открещивается и  отнекивается  от них. Но после нескольких обезоруживающих улик, обнаруженных  инспекторами, на него составляется протокол. Потом совершаем еще несколько причаливаний к рыболовам-дикарям, которые осуществляют лов удочками, в одном случае А. Ереджибок разъясняет, указывая на их лодку, что использование плавстредств в период  двухмесячника запрещено. С ним соглашаются. Причаливаем к троице, которая, похоже, только что приехала к берегу, устраивается. Один из  них, увидев нас, бросается к автомобилю и уезжает. А дальше все как в кино: он мчится, мелькая меж кустов по берегу, мы догоняем его по воде. Причаливаем к старой пристани, «группа захвата» выходит на берег. Через несколько минут возвращается.

- Поставил машину у памятника в ауле, а сам, похоже, вернулся к своим друзьям. В машине сетей и плавсредств не обнаружено,- поясняет Азмет Ереджибок. – Возможно, по пути где-то сбросил.  На берегу мы встретили оперативного работника полиции Красногвардейского ОВД, он сфотографировал номера автомобиля, будет выяснять причину побега.

Возвращаемся на базу  уставшие и пропахшие водохранилищем, но довольные от чувства добросовестно исполненного долга по сбережению рыбных запасов. Аслан Янок благодарит всех участников акции «День  без сетей» за работу и тут же подводит итоги. За рейдовые мероприятия, проведенные в акваториях Краснодарского  и Тахтамукайского водохранилищ, выловлено 30 единиц сетей, протяженностью около 3 километров, несколько сот штук рыб разных видов вернули в воду.

Аслан Кушу.

Возврат к списку

Top