В Адыгейске учителем года признали преподавателя алгебры и геометрии СОШ №1 Аминет Тлепцерше (на снимке справа). Теперь победительница муниципального этапа представит город на республиканском уровне.
В интервью корреспонденту «Единство» Аминет рассказала о том, как ассоциации помогают детям запоминать новую информацию, «бытовой» математике и признании в любви по графикам.
– Вы – учитель года в Адыгейске. Расскажите, как проходил отбор?
– В этом конкурсе участвую впервые. Когда выбор пал на меня, испугалась из-за того, что нужно было представлять всю школу. На деле же обстановка была очень теплой, дружественной. Участники друг другу подсказывали, подбадривали. Я до этого никогда не выступала на сцене, поэтому от волнения забыла все, что должна была сказать. Тогда я увидела в глазах жюри поддержку. Это придало мне сил.
– Что для вас значит титул «Учитель года»?
– Я еще до конца не осознала. Быть преподавателем – очень непросто. А уж учителем года, когда понимаешь всю ответственность, то сложнее вдвойне. Этот конкурс дал понять мне, что преподавание – мое призвание.
– Какие плюсы есть у вашего титула?
– Не знаю (смеется). Наверное, самооценка немного повышается, идет внутренний импульс для дальнейшего оттачивания навыков, знаний.
– В какой момент жизни вы поняли, что будете заниматься математикой?
– В 10 классе уже точно осознала, что буду учиться по специальности «Прикладная информатика». Тогда я поняла, что математика из моей жизни никуда не уйдет. Поэтому после школы отучилась по профилю, освоила всю высшую математику и проработала по профессии 12 лет. И на всем этом пути «цифры» были со мной.
– И почему решили стать именно учителем? Ведь с математическим складом ума много же куда можно...
– Я долго боялась идти в школу. Все-таки у молодого специалиста много страхов… Помню, как в первый рабочий день на уроке 10 класса у меня руки тряслись от волнения, что я забуду рассказать им важную информацию. Через 5 минут поняла, что дети меня слушают, им интересно. Тогда я выдохнула, и тревога ушла.
– Тем, кому никогда не давалась алгебра, объясните в чем сила и красота математики?
– Математика – это наука, которая развивает наш мозг, структурирует нашу личность. Ну и математика всегда вокруг нас: когда готовим, вяжем, даже когда уговариваем ребенка поесть еще пару ложек каши. Мы даже не отдаем себе в этом отчет, но мы постоянно с цифрами. И не стоит забывать, что математика лежит в основе физики, химии, информатики и так далее. И в этом ее сила.
– Как думаете, почему большинство детей боятся формул и счета?
– Потому что формула – это переменная: чем больше переменных, тем страшнее. Дети в целом боятся уравнений, где всего одна неизвестная, а тут их масса. Если объяснить школьникам принцип работы с формулами, то все страхи рассеются. В моей практике только так.
– Если ребенок не полюбил математику, то у него гуманитарный склад? Или учитель не горел своим предметом?
– У меня много знакомых, которые не любят математику, но знают ее. Задача преподавателя – научить пользоваться теми или иными науками. Полюбить можно историю, русский язык, литературу. Математику нужно понимать.
– Ученики с интересом слушают вас на уроках?
– Мне хочется верить, что с интересом. Мы живем в цифровом веке, где почти каждый ребенок рождается с телефоном в руках. Учителя обязаны быть с детьми на одной волне. Где необходимо показать по учебнику, где нужно – подключить презентации и интерактивную доску. Тогда внимание ребенка будет твое. Например, в 7 классе начинают изучать геометрию. Детям очень сложно переключиться от точной алгебры к доказательной геометрии. Особенно проблемы с параллелепипедом, а ведь это – объемный прямоугольник. То есть кабинет, где мы сидим, –параллелепипед. На наглядном примере ребята просто усвоили эту информацию.
– Отличники по математике – всегда ваши любимчики?
– Считаю, что у учителя не должно быть любимчиков, и неважно, насколько хорошо ребенок знает твой предмет. Тогда получается, что я могу кому-то завысить оценку из-за симпатии? Это неправильно. Преподаватели обязаны оценивать всех по уровню знаний.
– Кто из школьников недавно удивил вас неожиданным решением задачи?
– Мне важно, чтобы ребенок мог правильно видеть рисунок. А правильный ответ – это верно прочитанный чертеж. Так вот, по геометрии я даю ребятам задания на карточках. Недавно один из мальчиков сказал, что уже правильно решил задание. Ему нужно было отыскать внутренние углы треугольника. Я попросила объяснить, как он пришел к ответу. Как называются смежные углы ученик не вспомнил, но рассчитал все по сумме углов. Важно, чтобы дети понимали, что они делают. Мне нужно, чтобы им было понятно, комфортно и интересно решать задания.
– Если ученику не дано освоить алгебру или геометрию, то как быть учителю?
– Нужно каждому ребенку объяснять тему понятным ему способом. Кому-то достаточно прочитать текст в учебнике. Кто-то лучше воспринимает и запоминает информацию на слух. Другой ученик «схватывает» иллюстрациями. Еще я использую ассоциации, чтобы детям легче было связать новую информацию с чем-то уже привычным. Например, в равнобедренном треугольнике биссектриса, медиана и высота – это одно и тоже. Два урока я детям рассказывала, ничего не запомнили. Потом до меня дошло, что высота, биссектриса и медиана – это кофе, сахар и сливки. Три в одном, только не в кофе, а в треугольнике. Вопрос отпал моментально.
– С помощью слов можно сказать о чувствах. Возможно ли признаться в любви цифрами и графиками?
– Да, у нас есть четыре последовательных графика. Если их построить, то получится признание. На самопрезентации на конкурсе я читала числовые стихи. Числа собираются в последовательность, появляется рифма и получается произведение.
– Если завтра запретят заниматься математикой, то какое дело выберете?
– Два дня ломала голову над ответом. Честно? Не знаю. Когда я шла в школу, думала, что ничего не получится. Оказалось, что я на своем месте. И слава богу, что я там, где мне спокойно, где могу быть полезна.
Бислан ДЖАНДАР.