• 02 мая 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска
Из тысячи дорог я выбираю эту…

Из тысячи дорог я выбираю эту…

Дедушки и бабушки с двух сторон, мама у меня были педагогами, а потому у нас дома всегда царил культ учительства. Беспрекословный авторитет и безусловный пиетет перед этой, на мой взгляд, важнейшей профессией сыграли свою роль – я всегда мечтала работать в школе. О своем детском желании вспомнила совсем недавно. Беседуя с сегодняшней героиней Марзет Панеш, не раз ловила себя на мысли, что прекрасно знаю о том, о чем она говорит. Дверь вместо доски, «проверка» тетрадей, сестры и братья на месте учеников… Такое детство было и у меня. Только Марзет Руслановна мечту свою осуществила. Забегая немного вперед и без грамма лести скажу, что с таких учителей и нужно брать пример.

Преданы профессии

– «В селе ты не просто порядочный житель, у всех на виду твое имя, учитель!», – говорил нам всегда дедушка. С одной стороны, это тяжело – ответственность невероятная, с другой – привыкаешь делать все в лучшем виде, – рассказывает Марзет Панеш.

Все началось с родителей. Руслан Шумафович и Сачинет Ибрагимовна Хуаде были филологами: отец преподавал адыгейский язык и литературу, мать – русский язык и литературу.

Все могло сложится совсем по-другому для династии, если бы в 1964 году Руслан Хуаде поступил на стоматологический факультет Кубанского медицинского института. Решив испытать удачу еще раз на следующий год, он устроился старшим пионервожатым в восьмилетнюю школу №25 аула Гатлукай. Только вот идти в медицину ему перехотелось…

В том же году он женился на Сачинет Хут, уроженке Пчегатлукая, с которой учился в одной школе. Они были совсем юными – ему 19, ей 18, но они точно знали, чего хотят, а потому на следующий учебный год поступили на адыгейское отделение филологического факультета Адыгейского государственного педагогического института.

После окончания учебы вернулись в родной Гатлукай, родную школу, которая стала для обоих единственным местом работы.

– На его уроках было всегда интересно. Главным методом было поощрение. Он любил повторять, что ласковое, доброе слово поднимает дух и настроение ученика, – вспоминает Марзет Руслановна. – Учеников он, шутя, называл одноклассниками. «Шумафович, если мы одноклассники, то вы, несомненно, Почетный одноклассник», – отвечали ему ребята.

Сачинет Ибрагимовна отдала делу обучения и воспитания детей 44 года.

– Каждый ее новый урок отличался от предыдущего и содержанием, и формами, и методами работы. Мама всегда занималась самосовершенствованием, изучала новинки педагогики. А когда компьютерные технологии прочно вошли в нашу работу, она умело освоила их, никогда не говорила, что не сможет или не нужно. Шагала в ногу со временем, – говорит Марзет Панеш.

И Руслан Шумафович, и Сачинет Ибрагимовна награждены многочисленными почетными грамотами, благодарственными письмами…Парадоксально, но факт: никто из пятерых дочерей супругов не учился у матери, зато через уроки отца прошла каждая.

Она – из учительской династии

По стопам родителей пошли Марзет и Зуриет. Несмотря на огромную любовь к профессии, родители отговаривали дочерей от «жизни с бессонными ночами, бесконечной проверкой тетрадей, работы с детьми, у каждого из которых свой неповторимый характер». Дедушка и вовсе видел в Марзет врача.

Раз уж заговорили о самых старших, тут стоит сказать, что именно дедушка и бабушка скрупулезно занимались воспитанием и учебой внучек, поскольку родители работали в две смены. Поэтому, по словам нашей героини, главными действующими лицами в их жизни были именно тата и нана, о которых она говорит особенно нежно.

С особой благодарностью Марзет Руслановна вспоминает своих учителей Сару Меджидовну Тлюстен, Нафисет Махмудовну Яхутель, Римму Юнусовну Псеуш, Махмуда Ильясовича Шартана… Уроки последнего обязательно начинались с «Марша веселых ребят». И если ему вдруг не нравилось исполнение, то ученики перепевали песню.

– Он считал, что утро нужно начинать бодро и весело, тогда и весь день пройдет как надо. А еще он частенько «не слышал» звонок с урока, это означало, что мы должны были продолжать слушать учителя. После второго звонка – на урок – он недоуменно говорил: «Ой, я, кажется, «съел» вашу перемену! Ну ничего, бывает» и как ни в чем ни бывало продолжал занятие, – улыбается Марзет Руслановна.

В общем, пример перед глазами был прекрасный, азы заложены хорошие, а потому в 1987 году после окончания школы она поступила на тот же факультет, что и когда-то родители. Вернувшись в родную школу, два года преподавала адыгейский язык и литературу, этнокультуру. Без отрыва от работы окончила факультет практической психологии Кубанского государственного университета с квалификацией «психолог-практик».

Она признается, будь ее воля, всю жизнь преподавала бы только адыгейский язык и литературу, но так получилось так, что спустя несколько лет полностью перешла на русский язык и литературу.

– Сначала немного волнительно было, что не буду больше учить детей национальному языку, но привыкла. Но и по сей день не перестаю интересоваться родным языком, слежу за всеми новинками, – говорит Марзет Панеш.

И если из-за понятного волнения свой первый урок она не особо помнит, то напутствие отца – зарубила на носу.

– «Марзет, ты будешь работать с детьми, говори с ними на равных. Они превосходства не терпят. И родителям никогда не жалуйся, что ребенок не учится, не слушает, отвлекается на уроке – они лучше нас их знают. Детям не ставь часто двойки – это не выработает желание учиться, а, скорее, наоборот, оттолкнет…». Признаюсь, обжигалась и не раз, пока суть этих слов до меня не дошла. Зато горжусь тем, что ни одного ученика не отправила к директору. Придерживаюсь принципа «не выносить сор из избы», – уверяет учитель.

Марзет Руслановна преподает в кабинете, который носит имя ее отца. Он был открыт к 1 сентября 2008 года – в год, когда его не стало. На задней стене – стенд с фотографией Руслана Шумафовича. «Чтобы каждый день смотреть друг другу в глаза и не забывать то, о чем он говорил».  

Как сделать так, чтобы ребенок приходил на уроки с радостью и желанием учиться? Для Марзет Руслановны это несложный вопрос: искренне любить каждого, уметь находить компромиссы, не бояться признавать свои ошибки.

– Уходят одни ученики, на смену им приходят другие. И каждый раз думаю, смогу ли полюбить новых? Влюбляешься во всех, все достоины любви, добра, теплого слова. Каждый уникален по-своему,  – считает Марзет Панеш.

Новая страница

День знаний – 1 сентября 2022 года – средняя школа №4 аула Гатлукай встретила уже с новым директором. Месяцем ранее на эту должность была назначена Марзет Панеш. Признается, у нее никогда не было подобных амбиций и желаний, но руководство муниципалитета посчитало ее кандидатуру лучшей. И не прогадало.

– Единственное, что удручает, – это то, что я больше не могу проводить с детьми столько времени, как раньше. Несмотря на большую административную работу, от преподавания не отказалась, да и не смогла бы – оставила себе несколько часов русского языка и литературы, – говорит Марзет Руслановна.

За плечами у нее не только заботы родной школы. Она руководит городским методическим объединением учителей русского языка и литературы. Пять лет являлась муниципальным куратором всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», также экспертом республиканской комиссии по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе. И это я еще не рассказываю подробно (иначе нам и всего выпуска газеты не хватит) об участии в научно-практических конференциях, семинарах, диалогах, конкурсах, олимпиадах, оказании методической помощи...

Конечно, вся эта круглосуточная работа была бы невозможна без поддержки семьи. И это, несмотря на то, что все домашние далеки от педагогики. Супруг Мугдин всю жизнь стоял на страже безопасности страны, старший Бислан – по образованию юрист, Асфар – специалист по туризму, сейчас работает в киносети города Адыгейска. Особые слова признательности Марзет Руслановна выражает, как она говорит, золотой и незаменимой женщине – свекрови Саирет Даудовне.

Как и у всех, в жизни Марзет Панеш бывали моменты, когда ей хотелось уйти из школы, но осталась. Она скромно говорит о тех перспективах, которые у нее были (а я вам скажу, они были совсем нескромными) – и вновь не бросила родные пенаты.

–  Самая огромная награда для меня – признания детей, их любовь и уважение. И, поверьте, это дороже всех поощрений! Благодарна судьбе за то, что направила меня на учительский путь! Из тысячи дорог я выбрала самую верную…

Суанда ПХАЧИЯШ.

Возврат к списку

Top