Житель Адыгейска Магамет Хуако снялся в фильме «Операция «Панда»» с Джеки Чаном в Китае. В беседе с корреспондентом газеты «Единство» Магамет рассказал о киноиндустрии в Азии, расизме китайцев и тоске по России.
От рекламы до кино
– Магамет, вы сейчас в Китае или уже уехали оттуда?
– Я сейчас в городе Хошимин во Вьетнаме.
– В соцсетях вы указали: преподаватель английского языка, актер, модель, путешественник. Как в итоге вы себя позиционируете?
– Все это я совмещаю. Еще в Краснодаре ходил на курсы моделинга. В Азии же, если у белокожего человека есть чуть-чуть харизмы, то это ценят, приглашают в рекламу и другие проекты. Так я начал внедряться в индустрию. Сначала поработал во Вьетнаме, потом понял, что в Китае рынок побольше, уехал туда. В общем, снялся в двух фильмах, рекламировал планшет и ноутбук от «Хуавэй», местную авиакомпанию. Потом вернулся во Вьетнам, здесь мне комфортнее.
– А по образованию вы – учитель английского?
– У меня нет диплома преподавателя английского языка, сам все выучил. Думаю, что владею языком достаточно хорошо, чтобы свободно говорить и учить других. В местных школах преподают грамматику, я же делаю акцент именно на разговорном английском. Такие услуги довольно востребованы здесь.
«Good Russia, Putin good»
– Уже три года вы не в России. Как попали заграницу?
– Я давно планировал, но дел было много. А потом решились с другом и поехали во Вьетнам. Позже уже на полгода уехал в Китай. Снялся там в проектах, в том числе и в фильме с Джеки Чаном, и вернулся. Очень сильно не понравилось, как китайцы относятся к иностранцам. Для них приезжие – это белые обезьянки, которые могут работать в сфере развлечения. Ничего другого не предложат. Без местного удостоверения личности невозможно снять нормальную квартиру по приемлемой цене, все будет дороже в несколько раз. Все приложения, такси, чаты и прочее – все на китайском, никто даже не собирается переводить на английский язык. Очень плохая еда. Я все детство провел в ауле Кунчукохабль с бабушкой и дедушкой. Там мы каждый день скармливали скоту какие-то остатки еды, очистки, отходы. На вид и запах китайская кухня примерно такая же. Ну и на каждом шагу люди пытаются обмануть туристов. Во Вьетнаме как-то все спокойнее, культурнее.
– Как и какой ощущается Россия за ее пределами?
– Я очень скучаю по России, за ее пределами как-то вспоминаю только хорошее. Ну и тут все люди, кто могут со мной общаться, поддерживают Россию. Азиаты считают Владимира Путина крутым.«Good Russia, Putin good» – в основном такие комментарии.
– А вы не говорите, что вы из Адыгеи?
– Некоторым пытаюсь объяснить, где находится Адыгея, но это очень сложно. Я думал, что хотя бы Сочи знают. Там же проходили Олимпийские игры, но единицы понимают, где все это расположено.
– У вас тут сложился свой быт, какие-то привычки, ритуалы. По какой своей традиции скучаете больше всего?
– Мне не хватает морозного утра, когда перед работой выходишь на балкон с кружкой кофе. Еще очень не хватает моего любимого октября. Нет красивых туманных пейзажей. В Китае в основном небоскребы.
Джеки Чан выполнял все трюки сам
– Как в Китае устроена киноиндуистрия?
– Здесь есть актерские агентства, которые подбирают работу, и фрилансеры, как я. Представители агентств забирают около 70 – 80% заработка подопечного. И всех все устраивает. Здесь люди в целом готовы работать за тарелку риса, выслужиться, показать бурную деятельность. Легендарная трудоспособность азиатов вблизи оказалась обычной имитацией. На съемках я как-то даже пошел «качать» свои права из-за того, что агентство подписало контракт, по которому нам могли давать микророли с небольшими репликами по цене массовки. Продакшн же совсем не подозревал, что мы получаем мизерную часть той суммы, которую нам заплатили. Поэтому я заявил, что роль не соответствует гонорару. В итоге мне доплатили, и я отработал.
– Как попали в фильм с Джеки Чаном «Операция «Панда»?
– На сервисах для фрилансеров появляются предложения о съемках в тех или иных проектах. Я отозвался на одно из них. Съемки проходили летом в городе Чунцинь, где был павильон. Так как стояла жара, в первый день съемок Джеки Чан вышел на сцену и заявил, что будет возить нам свое мороженое. Так оно и было: каждое утро именитый актер лично раздавал мороженое. Угощали и кофе. Мы на площадке находились по 12 часов, а снимались, может, часа два. Также съемки проходили в городах Чэнду и Гуанчжоу.
– Так, по сюжету Джеки Чан пытается спасти знаменитую панду, за которой охотятся бандиты. Вы играли айтишника или бандита? Сложно идентифицировать ваш персонаж.
– Я играл военного инженера, который помогал команде украсть панду. Просто в фильме вырезали две сцены со мной. С ними моя роль была бы яснее. Там есть момент, когда я сижу прикованный наручниками к лестнице. Еще был момент, когда я связал директора базы и сымпровизировал, но все это не попало в финальный монтаж. Самый крупный фрагмент – диалог с напарницей, который тоже урезали. Кстати, та девушка тоже из России.
– Вы смотрели ленту в оригинале или в дубляже?
– Смотрел оба варианта. В российской версии мне понравился голос озвучки, но он чуть не соответствует образу. Было бы здорово, если и в российской версии звучал мой голос, но получилось как получилось.
– Как вы сами оцениваете кинокартину?
– Ну, на мой взгляд, это не лучший фильм с Джеки Чаном. Лента очень похожа по стилю на его последние работы: добрая комедия, несмотря на весь экшн. Для меня крутым этот фильм делает то, что я в нем снялся и еще познакомился с Чаном.
– Вам удалось с ним пообщаться?
– С коллегой как-то качались на тренажерах, которые стояли в углу площадки. Подошел Джеки, поднял 10-килограммовый гриф, показал нам «класс». Мы у него уточнили, сколько он повторов сделал. Он сказал, что 40. Не каждый молодой ЗОЖник на такое способен. В тот момент еще одна частичка моего уважения улетела в карман Джеки Чана.
– Трюки все он сам делает?
– Все сцены драк, прыжков, каких-то падений – все исполнял сам.
Главное – белое лицо
– Как считаете, из-за чего могут не взять в фильм в Китае?
– Если специально для того, чтобы поддержать повестку, режиссеру не нужны темнокожие люди, то их могут не взять в фильм. Азиаты – большие расисты. Мне теперь отказывают из-за того, что я «заряжаю» двойной тариф в 50 долларов. Сейчас тут за час платят 20 долларов, а меня это не устраивает. Зовут же меня в кадр из-за светлых, кучерявых волос, но на съемках мне выпрямляют волосы. В чем логика – не понимаю. Для съемок бренда стирального порошка мне столько грима нанесли, что я сам себя не узнал. Ну и после лицо в фоторедакторе сильно обрабатывают: заостряют подбородок, если скул нет, то рисуют их. Возможно, легче взять дешевую модель и потом все дорисовать, чем взять человека с нужной внешностью. Поэтому я зарабатываю на жизнь преподавательством – те же 20 долларов в час, но тут цена кажется справедливой. Плюс не трачу так много времени, как на съемках.
– Сейчас над каким проектом работаете?
– Плотно занимаюсь английским языком, чтобы выйти на новый уровень – обучать студентов старшей школы. Это более стабильная работа, предложений по съемкам во Вьетнаме не так много – рынок маленький. Здесь много «кайфариков». Тут хорошая погода, дешевая жизнь, и приезжие актеры или модели соглашаются на любые работы за гроши. Самим же вьетнамцам неважно качество работы в кадре, главное – белое лицо. Поэтому труд очень дешевый.
К русскому гопнику проникаешься симпатией
– Вы больше любите жанровое кино или авторское?
– Мне не очень нравится то, что сейчас происходит с массовым кинематографом. Как-то мы сильно ушли в коммерцию, что испортило качество фильмов. 90% киноработ не рассказывают зрителю цельную историю. Если раньше кино подавали, как блюдо, а зритель сам «разделывал» ножом и вилкой и усваивал, то теперь же «пластиковую тарелку» со взбитыми сливками кидают в лицо потребителю. Мне хочется чуть более интеллектуального кино.
– Кстати, о популярном кино. Смотрели «Анору»?
– Мне понравился фильм: проработанные персонажи, интересные диалоги. Ну и герои не оторваны от реальности, им сопереживаешь. Юра Борисов, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова, Ваче Тавмасян, Карен Карагулян, Майки Мэдисон – все отлично сыграли. Но считаю, что Майки достался «Оскар» из-за отсутствия конкуренции. К герою Борисова – русскому гопнику – зритель проникается симпатией на протяжении всего фильма. Думаю, что в финале ни один зритель не остался к нему равнодушен.
– У какого режиссера мечтаете сняться?
– У Уэса Андерсона и Кристофера Нолана. Мне нравится масштабность мысли, научный подход и детальность фильмов Нолана. А так я готов сняться у любого, кто даст мне нормальную роль хотя бы второго плана. Я не прямо рвусь на съемки, просто интересно, насколько качественно смогу все сделать.
– Назовите три фильма, которые точно нужно показать инопланетянам, чтобы познакомить их с человечеством.
– Фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Эта картина убедит инопланетян, что в любых обстоятельствах в людях сохраняются доброта и желание помочь. Дальше – «Мост в Терабитию» Габора Чупо. Лента покажет пришельцам, как люди находят в себе силы жить дальше даже после самых больших потрясений. Третий фильм – «Залечь на дно в Брюгге» Мартина Макдонаха. После двух серьезных фильмов инопланетянам не помешает немного отдохнуть и погрузиться в английскую черную комедию.
– Спасибо за интересную беседу.
Бислан ДЖАНДАР.