• 19 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Нити судьбы

Казалось, судьба связала их одной нитью еще в далеком детстве. В ауле Старый Казанукай дома, в которых они жили и росли, были по соседству. Вместе купались в родной реке Псекупс, которая, журча по гальке перекатов, приносила на равнину прохладу и свежесть заснеженных гор, вместе выступали зачинщиками и заводилами детских игр, а иногда и шалостей. И лишь после окончания школы на некоторое время судьба развела их дороги. Заурбеч Хаджибиевич Батыж три года отслужил в Прибалтике, а Аслан Махмудович Хадипаш - столько же на Северном флоте. Потом каждый из них овладевал профессией в разных учебных заведениях. И лишь после судьбе было угодно снова связать их более прочной нитью. В этой связке вместе они прошли долгих двадцать восемь лет и стали двумя героями одной песни, песни о зарождении и становлении нашего города Адыгейска.

Начало всех начал

- История строительства нашего города уходит своими корнями в 1967-1968 годы, - говорит Заурбеч Хаджибиевич Батыж. – Начало ей было положено на восточной окраине, там, где ныне проходит улица Т. Чуяко и располагается промышленная зона. В те же годы здесь были построены бараки из сборных конструкций, в которых поселились члены комсомольско-молодежных бригад. Остальная часть строителей приезжала из ближайших аулов, станиц и поселков Горячего Ключа, из Краснодара.

- А как вы попали на эту стройку? – интересуюсь у нашего героя.

- В 1970 году работал после окончания монтажного техникума в тресте «Промжилводстрой», направили начальником участка по монтажу сантехоборудования в Крымск, дали двухкомнатную квартиру. Но не успел я обжиться на новом месте, как был вызван начальником треста, который сказал: «Замену тут мы тебе найдем, а ты поезжай на родину, в строящийся поселок Адыгейск, организовывай там новый участок».

Далее он продолжил рассказывать историю начала закладки города.

- В конце ноября 1970 года, когда я приехал в Адыгейск, здесь было только несколько жилых домов одноэтажной застройки в Западном микрорайоне. В течение декабря смог завезти вагончики для проживания, набрал рабочих. А уже с начала 1971 года наш участок начал работать в  данных домах. Это жилье предназначалось переселенцам из Тлюстенхабля, которых уже отселили в связи со строительством нового русла Кубани и жили в вагончиках, а также первым переселенцам из Лакшукая.

Потом строительство в нашем городе пошло интенсивными темпами, потому что приближался этап массового переселения аулов и хуторов из чаши Краснодарского водохранилища. А прошел он с 1973 по 1975 годы. За весь период строительства участок, который возглавлял З. Х. Батыж, выполнил почти 90 процентов запланированного объема сантехнических работ по всему городу.

- Когда был наиболее тяжелый и проблемный период в строительстве?

- Это была первая половина 80-х годов, - говорит З. Х. Батыж. – Долгосрочная программа строительства рисовой системы на Кубани, начатая еще в 30-х годах к этому времени,  была успешно завершена. Город развивался параллельно ей, а потом, похоже, о нас забыли. Недоделки той поры аукались городу еще долго и били бумерангом по переселенцам.

И тем не менее 50-летие города ветеран строительства встречает в приподнятом настроении. А радует его прежде всего то, что радует всех горожан, то, что за последние пять лет проложены новые коммуникации водоснабжения и водоотведения, отремонтированы дороги, полномасштабно идет благоустройство как в центре, так и во дворах многоэтажной застройки. Все радует ветерана Заурбеча Батыжа, благие дела, которые происходят в городе, строительству которого он отдал почти три десятка годов жизни.

Строили для себя

После службы на Северном флоте Аслан Хадипаш стал работать на производственном мебельно-деревообрабатывающем объединении «Дружба» в Майкопе, слава о котором благодаря высокому качеству продукции гремела на всю территорию СССР, да что там СССР, поговаривали, что даже палата лордов в Лондоне обставлена мебелью, изготовленной в Адыгее. В общем, предприятие было с традициями, известным, а трудиться на нем престижно. Работал Аслан Хадипаш слесарем и был на хорошем счету.

- Работать на «Дружбе» мне нравилось – говорит А. М. Хадипаш, - но я уже был в том возрасте, когда пора заводить семью. А как ее заводить, если нет крыши над головой, а получить квартиру мне не светило в ближайшие пять лет. Вот я и подался на комсомольско-молодежную стройку Адыгейска в 1971 году, устроился слесарем на участок Заурбеча Батыжа. Потом, когда здесь случилась острая нехватка газосварщиков, переучился.

- Насколько обязателен, дисциплинирован, трудолюбив Аслан Хадипаш, я знал с самого детства, - говорит З. Х. Батыж. - А потому приход его на работу в участок воспринял очень положительно. И если случался где-то срыв, всегда посылал его на тот объект. Потом назначил бригадиром газосварщиков.

- А по-другому работать было нельзя, - продолжает его Аслан Хадипаш, - ведь мы строили город для себя, земляков – переселенцев, тех, кто трудился рядом. Все стоило того. И в этом мы с Заурбечем Хаджибиевичем с самого начала были единомышленниками.

За годы работы оба ветерана не единожды были отмечены государственными наградами. З. Х. Батыж - медалями «За освоение рисовой системой Кубани», «За трудовую доблесть». Медалью «За трудовую доблесть» был награжден и А.  М. Хадипаш, а позже его грудь украсил и орден Трудовой Славы III степени.

Послесловие

Они, как земляки, как ветераны одного дела – строительства нашего города, как единомышленники, дружны крепко и по сей день. Настолько прочно связала их нить судьбы, о которой говорил вначале. И оба, как и прежде, не могут сидеть без дела. После окончания строительства города Заурбеч Батыж организовал свою бригаду и продолжил дело, которому посвятил жизнь. А Аслан Хадипаш, пока позволяли силы, трудился газосварщиком в Краснодаре, а последние годы на том же предприятии охранником. И есть еще порох в пороховницах, такими бравыми жизнелюбами они встретили 50-летний юбилей своего города, города, который построили, города, в котором выросли их дети, а теперь растут внуки.

Аслан Кушу.    

Возврат к списку

Top