Международный женский день – символ старта весны. Складывается такое ощущение, что именно 8 марта мир «играет» по- новому, хочется окружить себя красотой. А что может быть красивее искусства? Только искусство, созданное женщиной. В честь праздника корреспондент газеты «Единство» побеседовал с художником-смолянистом Заирой Зекох.
«Что душе угодно»
– Слово «художник» точно описывает вашу профессию?
– Художественного образования у меня нет, но я проходила всевозможные мастер-классы по разным техникам рисования, смолой в том числе. Окончила курсы масляной живописи заслуженного художника России Сергея Воржева. Но выбрала технику современной живописи – абстракцию и эпоксидную смолу. Еще пишу картины с помощью акрила, текстурной пасты, глины.
– Давно работаете со смолой?
– Уже четыре года. После завершения мастер-класса по смоле я создала свою первую работу и поняла, что эта техника мне близка. До сих пор получаю удовольствие от каждого творения.
– Как рождается картина?
Невозможно предугадать точный результат – расположение и распределение узоров. Поэтому все эскизы отрисовываю для каждого клиента с оговоркой, что работа – абстрактная, набросок – приблизительный. С заказчиком всегда обсуждаю оттенки и наполнение: инкрустация натуральными камнями, добавление фамильных гербов, логотипа и других символов. Также в специальной программе показываю людям, как впишется картина в интерьер. Люди, в основном, хотят видеть спокойные оттенки в работах. Смелых, которые решаются на яркие оттенки, меньше. Что касается моих авторских работ, то тут я вольна выбирать все, что душе угодно. В этом и драйв творчества.
– Можно ли повторить полотна известных абстракционистов Пита Мондриана, Марка Ротко, Василия Кандинского в смоле?
– Популярные картины смолой повторить не получится. Все-таки это больше абстрактная техника, но можно добавить эффекты, например, глянец.
Сила женского начала
– Как влияет на здоровье работа с «эпоксидкой»?
– При работе с эпоксидной смолой важно соблюдать технику безопасности. Без респиратора и перчаток в мастерскую даже не вхожу. И совсем неважно, какого размера изделие – 10x10 см или метровое полотно. Еще необходимо, чтобы в помещении была хорошая вентиляция. В жидком виде смола выделяет токсичные пары, но после застывания она абсолютно безвредна.
– Какой у вас рабочий график?
– Четкого режима у меня нет. Я – свободный художник (смеется). Но, прежде всего, я – мама. Быт и семья у меня занимают много времени, это всегда в приоритете. «Эпоксидка», хоть я ее очень люблю, на втором месте по важности. Как только появляется свободное время, ухожу в творчество.
– О чем вы думаете в мастерской?
– Все проблемы и плохие мысли оставляю снаружи. Настраиваю себя всегда на позитив. Уверена, что моя энергия и настрой застывает в смоле. К тому же одна мысль о картине меня уже бодрит, а процесс – эмоционально разгружает.
– Что самое необычное вы заливали смолой?
– Было много интересных заказов, но самые запоминающиеся – необычные часы. Я сделала циферблат из гипсовых отпечатков детских ладошек. Слепков было ровно 12. Мамочка-заказчица каждый месяц сохраняла в гипс следы своего мальчика. Работа получилась оригинальной и памятной.
– Я же правильно понимаю, что смолой можно не только картины делать, но и целые предметы декора?
– Смола очень многогранна. Можно создавать и маленькие украшения, и огромные предметы декора. При этом каждое изделие неповторимо.
– Какую картину вы создали бы к Международному женскому дню? И кому бы ее подарили?
– Это была бы картина не из смолы, а красками. Думаю, что в таком презенте больше тепла. Написала бы минималистичную картину с глубоким смыслом. Попыталась бы передать всю красоту и силу женского начала. Ну, и посвятила бы ее всем женщинам в мире.
Бислан ДЖАНДАР.