• 22 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Солдаты свободы

Немногим посчастливилось в годы Великой Отечественной войны освобождать от фашистов свой родной уголок – малую родину. В данном случае не имею ввиду партизан, а тех наших земляков, которые воевали в регулярных войсках. Так масштабен был разброс фронтов, что они заняли почти всю европейскую часть России. Немногим посчастливилось, а вот нашим землякам Рашиду Заубечевичу Сташу, Борису Иосифовичу Кочик-Оглы, Рашиду Муратовичу Напцоку - да.

Сегодня их нет с нами, но остались в журналистских блокнотах их воспоминания о тех славных днях освобождения Адыгеи в феврале 1943 года, событиях, в которых они принимали непосредственное участие.

Из воспоминаний Бориса Иосифовича Кочик-Оглы:

- Свое боевое крещение я принял под Понежукаем, едва будучи призван на фронт. Враг к тому времени рвался на Кавказ. Потом была горечь отступления за родные перевалы, полгода ожесточенных боев за них. Сразу же после освобождения Горячего Ключа и Саратовской моя часть стала преследовать врага отступающего через мой родной Шенджий, потом Тахтамукай и Энем. Местом последних боев за Адыгею стал для меня аул Псейтук.

Тяжелыми фронтовыми дорогами наш земляк прошел Крым, Украину, Польшу и Румынию, был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

При жизни Борис Иосифович Кочик-Оглы был очень деятельным человеком, с твердыми гражданскими позициями патриота, интернационалиста, воспитателя молодежи.

Вот, что вспоминал о февральских буднях 1943-го года Рашид Заурбечевич Сташ:

- Наша часть стояла сразу же на первом перевале за Горячим Ключом. Зима 1942-1943 года выдалась суровая. Мы жгли костры, грелись. А бывало после практически каждодневных боев так устанешь, прикорнешь на пару минут у дерева, а встать уже не можешь из-за того, что шинель примерзла к земле.

После разгрома фашистов в Сталинградской битве стало чуть полегче и у нас на Кавказском фронте. А потом враг, побоявшись, что будет начисто отрезан от отступавших на севере основных сил, спешно собрался назад. А мы вслед ему. Хорошо помню, как освобождали станицу Саратовскую, хутор Прицепиловку, тяжелые бои за Лакшукай. Здесь враг заблаговременно построил укрепрайон. Так что бои были, как в Сталинграде, за каждую улицу и дом. Потери с обеих сторон были большими, что улицы едва вмешали тела погибших. Вот так к нам возвращалась свобода.

Тут надо сказать, что родина высоко оценила заслуги нашего земляка. За период Великой Отечественной войны он был награжден медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени.

Свой боевой путь Р. З. Сташ прошел в составах Украинского, Северо-Кавказского, Забайкальского фронтов, участвовал в боях не только за освобождение Адыгеи, но и Западной Украины, Польши. Воевал с Японией.

Рашид Заурбиевич прожил долгую и интересную жизнь. Он был большим другом нашей газеты, проводил в Совете ветеранов города работу по военно-патриотическому воспитанию.

Статья из газеты «Красное знамя»:

...На подступах к аулу Лакшукай командир роты В. Н. Омельченко вспомнил, что помощник политрука роты, гвардии сержант Р. М. Напцок родом из этих мест, вызвал его и поручил возглавить разведгруппу. Разведку провели боем, но она захлебнулась в граде огня, которым «ощерился» каждый дом в родном ауле Рашида Муратовича Напцока. Бой за укрепленный форпост перед Краснодаром шел весь день. К вечеру дорога на главный город Кубани была расчищена. К этому времени подтянулись и другие части. Штурм города начался...

А на груди нашего земляка рядом с орденом Боевого Красного Знамени за ту разведку боем добавилась еще одна награда - медаль «За отвагу».

Аслан Кушу.


Возврат к списку

Top