• 16 июня 2019
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Он сразу улавливал самую основу и очарование действительности

6 июня исполнилось 220 лет со дня рождения великого поэта, мыслителя, публициста, создателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина.

«То, что был он очень умен и образован – все это драгоценное было у него лишь чем-то второстепенным и не это определяло суть его поэзии. Свободный духом, царственно-беспечный, он как художник не обнаруживает и следа интеллектуализма, сухой рассудочности. Не промежуточная работа мысли и даже не наитие внезапных чисто умственных откровений составляют его силу, а непосредственная интуиция, вдохновенное постижение прекрасной сущности вещей, – догадка красоты… Он в силу художественного инстинкта, не задумываясь, отметал все случайное и бренное, он сразу улавливал самую основу и очарование действительности, вечное зерно преходящих явлений и предметов», – пишет в представленном на портале Президентской библиотеки издании «Пушкин» (1916) литературный критик, глубокий исследователь творчества поэта Ю. Айхенвальд.

В любой области творчества чрезвычайно важны обстоятельства детства сочинителя: атмосфера дома, требования родителей, окружающая природа. Как свидетельствуют уникальные книги Президентской библиотеки, детство Пушкина было омрачено сложными отношениями с его матерью.

«Надежда Осиповна была необыкновенно хороша собою и в свете прозвали ее «прекрасною креолкой». Она не менее мужа обожала свет и веселое общество, дом, целиком переложенный мужем на ее плечи, тяготил молодую женщину. В его управление она внесла резкие, частые переходы от гнева и кропотливой взыскательности к полному равнодушию… Никогда не выходя из себя, она умела дуться по дням, месяцам и даже годам. Так, рассердясь за что-то на Александра Сергеевича, которому в детстве доставалось от нее гораздо больше, чем другим детям, она играла с ним в молчанку круглый год, проживая под одной кровлею; оттого дети боялись ее несравненно больше, чем отца. Чтобы отучить Александра в детстве от «дурной» привычки тереть свои ладони одна о другую, она завязала ему руки назад на целый день, проморив голодом», – рассказывала Л. Н. Павлищева со слов своей матери, сестры Пушкина, о чем можно прочитать  в книге «Пушкин в жизни».

Из этой же книги Вересаева мы узнаем, что было все же одно место в доме, где маленький Александр забывал свои обиды и чувствовал себя счастливым. «Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою. Брат поэта Лев Пушкин вспоминал, что Саша был одарен памятью неимоверною и на одиннадцатом году уже знал наизусть всю французскую литературу».

Способности и гуманитарные склонности мальчика не прошли мимо заинтересованного взгляда его дяди, Василия Львовича. В 1811 году он отвозит 12-летнего Пушкина из Москвы в Царскосельский лицей, где талантливых отроков готовили к государственной службе. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с оцифрованной копией проекта Устава этого учебного заведения, здесь же находится и копия «Грамоты, жалованной Императорскому Царскосельскому Лицею Императором Александром I».

В лицейские годы Пушкин ведет бурную деятельность по выпуску с товарищами рукописных журналов, входит в контакт с литературными изданиями того времени, печатает свои стихи и даже получает гонорары. После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. Из-под его пера выходят «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева»; стихотворения привлекают к себе всеобщее внимание.

В мае 1823 года он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». Через год Пушкина перевели на север, в его родовое гнездо Михайловское, где он продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

В августе 1826 года, после того как разошлись «круги по воде» после восстания декабристов, император подписал резолюцию о немедленной доставке Пушкина в Москву. Поэт тотчас был представлен Николаю I в Чудовом дворце; царь был очарован его умом и изысканной светскостью при шокирующей подчас прямоте (как известно, на вопрос царя, где был бы поэт 14 декабря 1825 года, если бы жил в столице, Пушкин, не задумываясь ответил: вместе со всеми на площади). Государь разрешил Пушкину пользоваться материалами из государственных архивов для написания истории Петра I и взял на себя обязанности личного цензора поэта. «Он внимательно читал произведения Пушкина не только как «цензор», – отмечает Петухов в издании «Об отношениях императора Николая I и А. С. Пушкина», – но как доброжелательный к автору знаток, нередко делая на полях рукописей заметки и исправления касательно содержания и стиля, с которыми иногда Пушкин совершенно искренно соглашался».

В эти дни поэт был как никто другой обласкан читающей публикой. «Когда Пушкин, только что возвратившийся из изгнания, вошел в партер Большого театра, мгновенно разнеслась по зале весть, что Пушкин в театре; имя его повторялось в каком-то общем гуле, все лица, все бинокли были обращены на одного человека, стоявшего между рядами и окруженного густою толпою», – пишет Вересаев в  книге «Пушкин в жизни».

«Пушкин был в это время для молодежи все, все ея упования, сокровенныя чувства, чистейшия побуждения, все гармоническия струны души, вся поэзия мыслей и ощущений – всё сводилось к нему, все исходило от него… – делится впечатлением от своей первой встречи с Пушкиным начинающий писатель И. А. Гончаров в одной из статей журнала «Русская старина. Г. 30. 1899, Т. 98, кн. 5, май». – Я встретил его у Смирдина, книгопродавца. Он говорил с ним серьёзно, не улыбаясь, с деловым видом. Лицо его – матовое, суженное книзу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос – врезалось в мою память».

1 января 1834 поэт записал в своем дневнике – читаем в издании пушкинского «Дневника 1833–1835 годов»: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам). Но двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове. Так я же сделаюсь русским Dangeau».

С этого момента что-то накренилось в семье Пушкиных, где по детской носилось уже четверо детей: «Сашка, Машка, Гришка и Наташка». На содержание семьи требовались все новые денежные траты, а поэт писал, сидя в вольтеровском кресле, купленном в долг. Кабинет был непосредственно за стеной детской.

Необходимость сопровождать жену на балы в определенном ему императором мундире камер-юнкера тяготила поэта. Интриги при дворе напрямую задевали его честь, после публикации двусмысленных рецензий на произведения поэта в журналах Булгарина и Сенковского при дворе констатировали «закат» его таланта: Пушкин, мол, «исписался».

В самый день Пасхи, 29 марта 1836 года, умерла его мать. Сын трагически воспринял ее уход. Александр Сергеевич сам отвёз ее тело из столицы в Святые Горы и похоронил в Успенском монастыре. Здесь же и себе выбрал место для могилы рядом с матерью, будто предчувствуя близкую кончину.

На этом окрашенном в мрачные тона фоне поражает мужество Пушкина, взявшегося издавать и редактировать задуманный им журнал. «Первый том «Современника», вышедший в апреле 1836 года, – читаем в электронной копии «Русской старины», – возбудил много толков в читающей публике: большинство, под обаянием имени издателя, восхищались, безусловно, каждою статьею; меньшинство, состоявшее, однако, из людей образованных, знакомых с иностранными revues, отзывалось о «Современнике» далеко не сочувственно. Расчёт гениального поэта, не обладавшего талантами сметливого издателя, оказался ошибочен: вместо чаемых выгод он в первый (и последний) год издания понес значительные убытки».

4 ноября 1836 года Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев», – намек на неверность жены. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. 10 февраля 1837 года Александра Сергеевича не стало. Он ушел, но осталось то главное, ради чего он жил и творил.

Как подытожил А. Залдкин в журнале «Русская старина. Г. 30. 1899, Т. 98, кн. 5, май», «Русская поэзия, до появления Пушкина, гремела одами, писала нежные стишки к  «милой» и была совершенно счастлива этими идиллическими занятиями. Дикое, непочатое поле живого слова русского было засорено чужеземным псевдоклассическим щебнем, утыкано коленкоровыми цветами. Пушкин привнёс в литературу это «живое слово», понятное каждому русскому Отличительным качеством его произведений становится народность, которую он сам считал естественным качеством всякого истинного писателя. Только посредственный талант не народен, потому что он заимствует свой взгляд, чувство, язык. Пушкин же, по словам Гоголя, даже на сторонний мир «глядел глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами».

Публикация подготовлена
по материалам Президентской библиотеки.

Возврат к списку

Top