• 25 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Я так давно крестьянин, так давно…


Корни

Когда я смотрю, как он управляется со своим всегда недюжинным хозяйством, задает ли скотине сена, чистит стоила или убирается на подворье, мне всегда невольно приходят на память стихи нашего известного адыгейского поэта, Героя труда России Исхака Машбаша:
Я так давно крестьянин,
Так давно...
Все борозды земли –
Мои морщины.
Мне всю ее до маленькой
Песчинки,
Познать руками сильными
Дано,
Она – мое земное бытие,
Она – моя судьба,
Мое начало,
И мне все чаще кажется
Ночами,
Что я, как колос, вырос
Из нее.

Хаджимус Тхагапсо родился в ауле Шабанохабль Адыгейской автономной области Краснодарского края. Место это почти заповедное, на левом берегу Кубани, всегда славилось богатством лесов и плодородного чернозема и, конечно же, людьми, которые жили в удивительном ладу с природой и умело пользовались ее дарами.

Крестьянами были его отец, дед, прадед и так, наверное, до седьмого колена и дальше. И получалось у них трудиться век от века на земле отменно, а иначе не назвали бы адыги их род – Тхагапсо, что значит на русском «благословенные на труд богом».

Его отец Зачерий Амерзанович - фронтовик, не один раз тяжело раненный за годы Великой Отечественной войны, почти 45 лет отдавший животноводству Адыгеи и Кубани, своих пятерых сыновей с детства наставлял: «Учитесь работать на земле. Я не буду неволить вас в выборе будущей профессии. Состоитесь в ней - хорошо, а если нет – можете вернуться к крестьянскому труду, который впитали с молоком матери. Он вас накормит, оденет, обогреет».

Хаджимус не стал искать себя на другом поприще, а пошел по тропе, проторенной прадедами и отцом. После окончания средней школы закончил курсы трактористов-машинистов и стал работать в родном колхозе «Советская Адыгея», объединявшем 8 аулов левобережья средней Кубани.
- Любое дело надо просто любить,- говорит Хаджимус Зачериевич,- тогда оно и будет гореть в твоих руках. Пахал на тракторе с удовольствием, особенно ночью, любуясь, как в свете задней фары укладываются от плуга ровные развалы...

В том теперь уже далеком 1970 году трудолюбие и усердие молодого паренька–тракториста заметили. Указом Президиума Верховного Совета СССР наградили медалью «За трудовую доблесть». И было ему тогда 19 лет, а до него в таком возрасте подобную трудовую награду ни в Адыгее, ни в Краснодарском крае никто не получал.

Свой мед всегда слаще

В 1973 году в связи со строительством Краснодарского водохранилища началось массовое переселение аулов и хуторов левобережья Кубани. Большинство односельчан и земляков Хаджимуса Тхагапсо обрели кров в построенном для них поселке Адыгейске, позже ставшем городом. Его отец и другие аульчане, не представляющие себя без приусадебных участков, подворий, крестьянского уклада жизни, поселились в близлежащие аулы и хутора, не попавшие под затопление. Так семья Зачерия Амерзановича попала в хутор Псекупс.

- Свой мед всегда слаще,– говорит, сожалея о потерянной родине, Хаджимус Зачериевич,- но надо было врастать в землю, которую определил отец для нового места жительства.

Устроился на работу чабаном на местную овцетоварную ферму. Делу этому его не нужно было учить, потому что был знаком с ним сызмальства. Но так устроен он, что все привык делать с крестьянской основательностью. И уже в первые годы работы стал получать рекордные по тем временам 110, а то и более ягнят от 100 овцематок, за что не раз признавался победителем в трудовом соперничестве.

Прочный тыл и для крестьянина полдела

В 1974 году Хаджемус Зачериевич женился, построил впоследствии дом, отделился от отца. Супруга Майя Теучежевна сама из крестьянской семьи стала ему надежной опорой, умелой и верной помощницей в делах. Вместе с ней они возделывали огород, завели на подворье дойное стадо из восьми коров, и это при том, что каждый также был занят на своей работе: он чабанил, она трудилась поваром. Помидоры, выращенные на огороде, продавали на рынках городов СССР, а полученное от коров молоко сдавали государству. Так, в 1983 году они сдали на заготпункт рекордные для индосектора 5 тонн, за что семья была поощрена правом внеочередной покупки легкового автомобиля.

К этому времени у них уже подрастали четыре девочки. Несмотря на занятость, материнской любви и отцовской заботы на дочерей хватало и хватало сполна, выросли достойными людьми, а теперь и сами заботливые родители в своих семьях.

- Сыновей бог не дал, - говорит он – но зятья у меня, можно позавидовать, работяги, как на подбор, хозяева, у которых в семьях всегда ладно. И мне хорошие помощники. Как-то несколько недель лежал в больнице, так они по очереди ухаживали за моим стадом. Скот был постоянно накормлен и напоен, обихожен.

Во времена рухнувших надежд

Конец восьмидесятых-начало девяностых ознаменовались для миллионов советских людей временем рухнувших надежд. Не лучшими они стали и для семьи Хаджимуса Тхагапсо: развалился совхоз, а с ним и овцетоварная ферма, некогда известный на всю Россию, да и СССР адыгейский помидор был вытеснен с рынка безвкусным, но дешевым турецким овощем, а государство перестало закупать молоко от индивидуального сектора. Но Хаджимус не только не пал духом, но и с крестьянской сметливостью, как китайский философ, который сказал, что кризис - это и время больших возможностей, решил увеличить свое стадо.

- Я поделился задумками с Президентом Республики Адыгея Хазретом Совменом, – вспоминает Хаджимус Тхагапсо. – Он пошел мне навстречу, подключил министерство сельского хозяйства. В общем на развитие моего личного подсобного хозяйства было выделено 40 тысяч рублей беспроцентного кредита. Благодаря этой поддержке довел поголовье дойного стада до 20 коров и купил 30 голов молодняка для откорма.
- Особенно я испугалась телят, - вступает в разговор супруга Майя Теучежевна,- когда их нам привезли, они были очень маленькие и пучеглазые, голодные, оторванные от «мамок».

Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Многое выдюжила чета Тхагапсо. В общем, периодически обновляя, они сохранили дойное стадо в 20 коров, а стадо на откорме увеличили до 80 голов. И это все до 2010 года. В этом же году опыт Хаджимуса Тхагапсо по развитию личного подсобного хозяйства был обобщен на уровне правительства Адыгеи и у него появилось много последователей. В 2010 году он был награжден Почетной грамотой минсельхоза Республики Адыгея, а в 2013 уже отмечен «за многолетний и добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса страны» Благодарностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Под стать мужу и Майя Теучежевна. Она искусный сыродел и непременная участница, победитель и призер фестивалей адыгейского сыра, который ежегодно проводится в горной долине у станицы Даховской нашей республики и из года в год обретает черты общероссийского праздника. Ведь адыгейский сыр наряду с тульским пряником и башкирским медом вошел в топ лучших продуктов России. А еще Майя отличный повар. В первой школе г. Адыгейска, где она работает поваром много лет, дети просто обожают ее за вкусные завтравки и обеды.

Я и государство

- Какое участие принимало в твоем деле государство? – поинтересовался я.

- Государство? – переспросил он и ответил,– в моем случае грех жаловаться. Оно всегда было со мной рядом, принимая в деле деятельное участие, вовлекая меня в федеральные и республиканские программы по эффективному развитию ЛПХ, предоставляя ссуды и беспроцентные кредиты. Как-то мне нужно было два миллиона рублей, дало их. На протяжении всего этого времени я был знаком со всеми первыми лицами Республики Адыгея, министрами сельского хозяйства, главами администрации города Адыгейска, шел к ним со своими проблемами, которые решались по мере возможности. Чего еще более желать?

- Не верьте тому, кто сетует, что государство не хочет ему помогать, - продолжает он. – Сегодня не помогать крестьянину стало не в его интересах. Если хочешь добиться какого-либо успеха, надо почаще ходить к власти и ставить перед ней вразумительно свой вопрос. А если какой-то чиновник по тем или иным неправомерным мотивам отказывает вам, проявите настырность и крестьянскую напористость. И чиновник обязательно сдастся.

Вместо эпилога

Сегодня, несмотря на почтенный возраст супругов, в личном подсобном хозяйстве Хаджимуса Тхагапсо содержится 8 дойных коров, 25 годовалых бычков, 6 лошадей, 3 жеребенка, более 100 индеек и прочей живности. Иногда, наблюдая за ним, я невольно ловлю себя на мысли, что крестьянство для него не только принадлежность к социальной группе, но и состояние души. Как-то я поинтересовался у него, не жалеет, что посвятил себя именно этой работе, а не стал, например, кем-то другим - врачом, учителем или юристом…

- Как можно жалеть об этом, если я родился крестьянином и уже с шести лет мог запрячь «пароконку», поехать и привести с поля сена или кукурузу,- пожал плечами он.– Наверно, нет иного дела, которому я смог бы послужить так упорно и упрямо. Как-то пас стадо на реке, а волк и волчица взяли и загнали моего четырехсоткилограммового быка в рисовые чеки, посадили на колени и принялись грызть. А я, как назло, не взял ружье и рядом никого не было. Принялся кричать, а пара ноль внимания. Тогда взял тяжелую и сухую дубину и вступил с ними в схватку. Долго огрызались волки, но сбежали в конце-концов.

На мгновение он смолк, а потом продолжил:

- И потом крестьянский труд позволил мне состояться как человеку, у которого дом всегда полная чаша, вырастить и дать образование детям. Кстати сказать, каждой своей дочери, их семьям оказываю содействие и поныне и получаю моральное удовлетворение, что могу делать это. Надеюсь, что хватит меня и на внуков, а их у меня семеро – 5 девочек и 2 мальчика.

Вот такой он крестьянин по рождению и состоянию души Хаджимус Тхагапсо! Вот такая эта семья с глубинными крестьянскими корнями.

Аслан Кушу.

Возврат к списку

Top