• 26 апреля 2024
logo
флаг Адыгеи герб Адыгейска

Движение - жизнь

Детский сад. Тихий час. Воспитатели собрались на планерке у заведующей. Дух бунтарства никак не дает сомкнуть глаз только маленькой Марине. Она мечтательно озирается по сторонам, с надеждой поглядывая на ребят, но они мирно посапывают, свернувшись калачиком. Вдруг Марина взглядом уловила движение за окном. О, чудо! Выпал первый снег. С радостным криком: «Ура, ребята, подъем! Одеваемся!» детвора, наспех одевшись, выбежала во двор. Кто в одном ботинке, кто в майке, кто без шапки… В общем вы поняли, что ничем хорошим эта затея не закончилась. Наказание для зачинщика было «жестоким»: лишить конфет и сладких булочек не только в детском саду, но и дома! Почему дома? Просто заведующая Аминет Барчо оказалась по совместительству мамой шаловливой Марины. По делу? А то!

Это всего одна маленькая справедливая история из жизни Аминет Юсуфовны, по которой уже можно судить о волевом характере нашей героини. Накосячил? Будь добр, отвечай за свои поступки. В этом она вся. По-другому и быть не могло. В свое время у нее была самая ответственная работа. В начале декабря 1973 года строители ПМК-23 сдали в эксплуатацию ясли-сад «Чебурашка» в строящемся поселке Адыгейск на 180 мест для детей рабочих 3-го отделения совхоза «Путь Ильича». Первой заведующей была назначена Аминет Юсуфовна Барчо. Многие, признаться, не сразу поняли подобное распределение: слишком молода, слишком неопытна, слишком наивна. Мнение о себе она заставила поменять кардинально: то, с каким рвением и трудолюбием она начала подготовку к первому учебному году, не осталось незамеченным ни руководством, ни простым народом. «Чтобы все было безупречно, делай сам» – этому небезызвестному правилу и следовала новоиспеченная заведующая, когда лично выбирала каждую подушку, каждый стул, каждую тарелку…

Наверное, самым легким решением в жизни нашей героини стал выбор профессии. Особенно, если есть с кого брать пример – с лучших из лучших: первая учительница Гошнагу Моссовна Нехай и учитель русского языка и литературы Юрий Александрович Зыков. С таким багажом знаний можно было не переживать за выпускницу Эдепсукайской школы №3. Без проблем поступила на филологический факультет АГПИ, написав на твердую пятерку диктант по русскому языку. Преподаватель и не удивился, узнав, что она ученица самого Зыкова – слава об этом человеке гремела далеко за пределами аула. Так же легко ей давалась учеба. И когда в следующем году в институт поступала уже Нафсет, и на вступительном экзамене выяснилось, что она родственница активистки и отличницы Аминет Хахук, сомнений у деканата не было – зачислять. Немного забегая вперед, скажу, что учительскую профессию выбрали родные брат и сестра нашей героини – Мугдин Хахук и Муслимат Кабертай, а после оказалось, что и невестка семьи Мира тоже педагог.

Сразу после окончания института дипломированного специалиста распределили в родной аул Эдепсукай-2 учителем русского языка и литературы, адыгейского языка и литературы. Но долго ей не пришлось там работать. Спустя несколько месяцев Аминет познакомилась с будущим супругом Заурбечем Барчо. Он, кстати, и вовсе был уверен, что стать мужем, как он делился с сестрой, «девушки, у которой дома стоят фотографии и сборники Сергея Есенина», не судьба. Но сердцу, как известно, не прикажешь, и 28 сентября 1969 года молодые сыграли свадьбу.

Уроженец аула Старобжегокай Заурбеч Моссович уже несколько лет жил и работал вне республики. После окончания Пашковского сельхозтехникума поступил в Кабардино-Балкарский университет, выбрав специализацию «гражданское и промышленное строительство», а на последнем курсе перевелся в Кубанский политехнический институт и переехал в станицу Новотиторовскую, где работал мастером в филиале Краснодарского научно-проектного института. Спустя девять месяцев на свет появилась Марина. Через шесть лет родился Азамат. Но молодая мама и не думала сидеть на месте, после рождения дочери она устроилась в станичный детский сад. А через три года уже в Адыгейске она возглавила первое дошкольное учреждение.

Муж в то время работал в системе жилищно-коммунального хозяйства. К слову сказать, именно Заурбечу Барчо принадлежит идея назвать главный проспект строящегося поселка именем В. И. Ленина – по аналогии с центральной улицей Нальчика – одного из красивейших городов юга. Чуть позже он трудился на откормочном предприятии МОП «Теучежское», а после – в отделе архитектуры города Адыгейска, где работал и после выхода на пенсию. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжал заниматься любимым и дорогим сердцу занятием – работой с деревом. Массажеры, разделочные доски, трости, скалки – в ассортименте заядлого столяра много нужных вещей. Кстати, в кабинете релаксации, организованном в начальной школе по инициативе директора Марины Четыз (да, да, той самой Марины, которая пошла по стопам матери и окончила пединститут), этноуголок с кушъэ, адыгэ Iанэ и другой национальной атрибутикой был обустроен именно Заурбечем Моссовичем.

Но вернемся к Аминет Юсуфовне. Из детского сада она ушла в начале 80-х годов. Постоянное беспокойство за подопечных и перманентный недосып не могли не сказаться на здоровье. Но и сидеть без дела она долго не могла. Через несколько лет она устроилась в музыкальную школу, где и трудится до сих пор. Безусловно, это тяжело – возраст, здоровье, просьбы родных, но «движение – это жизнь», уверена наша героиня. Рядом супруг, с которым рука об руку они дружно шагают ровно 50 лет, дети, внуки, правнуки – счастье Аминет Юсуфовны очень даже осязаемо.

P.S. - Марина, укрой ребенка, - учительский голос Аминет Юсуфовны все еще в деле.
- Мам, я уже сама бабушка, а ты все еще учишь меня, - смеется та самая шаловливая дочь.

Суанда Пхачияш.

Возврат к списку

Top